Корабельная сторона
Номер от 1 марта 2004 г.

«Меня всегда тянуло в Антарктиду...»
Северодвинец Василий Шур был участником 1-й советской экспедиции на ледовый континент. Сегодня он гость «Корабельной стороны»

- Василий Денисович, как вы стали участником первой антарктической экспедиции? Насколько я знаю, желающих отправиться в Антарктиду было очень много.

- Да, кандидатов было намного больше, чем требовалось. Мне повезло, что я в 1950 году окончил в Северодвинске школу ФЗО и потому имел удостоверение тракториста и машиниста экскаватора. Учли, мне кажется, и то, что я к тому времени уже прошел испытания Арктикой - служил срочную на Диксоне, где мне было присвоено сержантское звание.

- Что-то вам было известно об Антарктиде в те годы?

- Не только для меня, но и для ученых Антарктида была в те годы загадкой

- Тридцатого ноября 1955 года первую советскую экспедицию проводили калининградцы...

- А шестнадцатого декабря мы пересекли экватор. Сохранился своеобразный диплом, выданный мне при пересечении экватора. Его подписали начальник первой антарктической экспедиции М. Сомов и капитан дизель-электрохода «Обь» Иван Ман. Затем мы сделали остановку в южно-африканском порту Кейптаун, и 5 января 1956 года «Обь» подошла к берегам Антарктиды.

Много волнующих чувств испытали мы, увидев вначале айсберги, а затем ледяные отвесные стены континента, открытого нашими мужественными предками, моряками Российского флота! Антарктида встретила нас необычно ярким солнцем и, конечно, пингвинами. Они в первый же день окружили теплоход со всех сторон. Позднее один из островов даже был назван Пингвиньим.

- Какие задачи ставились конкретно перед монтажно-строительным отрядом, в состав которого вы входили?

- Я был рядовым механизатором, рабочим монтажно-строительного отряда, который придавался экспедиции на антарктический летний сезон. Строили жилые и служебные помещения, гараж, монтировали радиостанцию, метеостанцию и электростанцию. Последнюю так и называли - «энергетическое сердце Мирного»

Но для того, чтобы начать строительство, необходимо было разгрузить суда. Выгрузка с дизель-электроходов «Обь» и «Лена» была очень трудной. Нам приходилось совершать десятки рейсов на тракторах и вездеходах от их стоянки до места, выбранного для обсерватории Мирный. Регулярно курсировал по этому же маршруту вертолет. Закончив выгрузку, приступили к монтажу домов и других объектов. Все необходимо было закончить до наступления южно-полярной зимы, поэтому работали по 12 часов в день. 13 февраля 1956 года состоялось официальное открытие первой советской научной станции. Она расположилась на берегу моря Дейвиса в индийском секторе Южного океана. Берег в районе станции был назван в честь газеты «Правда» - Берегом «Правды».

- Наверное, трудно было не только работать, но и просто приспосабливаться к жизни в суровых условиях Антарктиды?

- Конечно. От солнца обгорала кожа на лице, губы трескались, распухали. Невозможно было ходить без темных очков! Так получилось, что контейнер, где были очки, находился на «Лене», которая пришла позднее «Оби». Пришлось засвечивать фотопленку и применять ее вместо стекол черных очков. Но человек ко всему привыкает - привыкли и мы. Ведь мы были так молоды!

Труднее было привыкать к постоянной опасности на ледниках. От бездонной глубины трещин многим становилось не по себе.

- Василий Денисович, я знаю, вы были друзьями с трактористом Иваном Хмарой. Этого человека принято считать первым советским полярником, погибшим в Антарктиде...

- Подружились мы с Иваном еще на Диксоне. Родился он на Полтавщине, а жил и работал в Низовском лесопункте Шенкурского района Архангельской области. К слову, у Ивана в Низовском лесопункте остались жена, сын, которых он часто вспоминал. Отсюда его призвали в армию. Он имел водительские права и удостоверение бульдозериста. Иван был одним из тех, на кого можно было положиться, кто никогда не оставит товарища в беде.

Помню, мы здорово обрадовались, когда узнали, что утверждены в состав первой экспедиции. За два дня до отхода «Оби» из Калининграда мы с ним сфотографировались. На дизель-электроходе и в Антарктиде жили в одном кубрике. До работы он был жадный. Однажды, когда мой трактор застрял в трещине, Иван на скорости буквально перелетел со своим трактором через трещину и затем вытащил мою машину.

До сих пор в памяти день, когда погиб Иван. Произошло это 21 января 1956 года при выгрузке с дизель-электрохода «Обь». Трактор с санями, на котором работал Н. Кудряшов, прорезал левой гусеницей лед и застыл над проломом. Двигатель заглох. Тракторист выскочил из кабины. Мы бросились к трактору. Хмара успел первым. Он запрыгнул в кабину, завел двигатель и включил передачу, но тут лед не выдержал, машина провалилась в воду. Иван не успел выскочить из кабины. Было ему всего двадцать лет...

Мы потом пытались поднять трактор, но безрезультатно. Глубина моря в том месте достигала 72 метров.

Я был подростком, когда началась война, на которой погиб мой отец. Я всю войну провел в оккупированной фашистами Белоруссии, видел много смертей, но гибель Ивана тогда просто потрясла меня. По чистой случайности корреспондент «Комсомольской правды» Павел Барашев, который находился с кинокамерой на льду, заснял момент той трагедии. До сих пор, когда по телевидению показывают эти кадры, у меня щемит сердце.

Огромная гранитная глыба с пятиконечной звездой наверху, установленная на скалистом мысе, названном в память об Иване мысом Хмары, стала памятником отважному трактористу.

- Василий Денисович, а запомнился ли вам день отъезда?

- В марте 1956 года, когда сезонный состав первой антарктической экспедиции выполнил все работы, на дизель-электроходе «Лена» мы отправились на Родину. Состоялся прощальный митинг. Тяжело было расставаться с теми, кто оставался зимовать, их было 92 человека. Зимовщики тогда совершили смелый поход на тракторах и в 375 км от Мирного создали первую внутриконтинентальную станцию, назвав ее Пионерской. В дальнейшем, в октябре 1956 года, при помощи самолетов и вертолета они организовали еще одну станцию к востоку от Мирного - Оазис. Все это я уже узнал из газет.

- Сейчас на южно-полярный континент проникают даже туристы. Современная техника сделала Антарктиду доступной. Василий Денисович, не хотелось вам вновь побывать на материке вашей молодости - Антарктиде?

- Меня постоянно тянуло в Антарктиду, и я даже был утвержден в составе одиннадцатой антарктической экспедиции машинистом автокрана, но по ряду причин поездка не состоялась. А сейчас уже возраст и здоровье не позволяют осуществить мою мечту. Вся надежда на внуков: может быть, они когда-нибудь передадут привет моей Антарктиде. Я говорю моей, потому что каждый, кто побывал в Антарктиде, увидел эту, по-своему прекрасную и суровую, область земного шара, считает ее своей.

- Чем живете сейчас?

- С нетерпением жду лета, чтобы работать на даче. Ежедневно занимаюсь гимнастикой, часто играю на гармошке, в общем, - не падаю духом. И всем читателям газеты того желаю - не падайте духом!

Геннадий ЗАХАРОВ