Корабельная сторона
Номер от 24 февраля 2004 г.

Не нужен им берег испанский
Еще прошлым летом закончились рейсы траулеров «Муссон», «Пассат», «Шквал» и «Бриз», чьи экипажи состоят из калининградских рыбаков

Но домой с чужой стороны смогли вернуться не все. Команды траулеров были укомплектованы ОАО «Атлантрыбфлот», но затем суда арендовала офшорная фирма из республики Белиз «Ваттенберг Трейдинг ЛТД», которая обанкротилась. Судовладельцы решали свои проблемы, а о людях просто забыли.

Так, сообщает агентство «REGNUM», долгое время без средств к существованию провели в Африке рыбаки «Муссона». Судно было арестовано за долги. О своей судьбе экипаж сообщил в калининградскую региональную общественную организацию Российского профсоюза моряков, надеясь, что и работодатель вспомнит о них. На ноги были подняты власти области, общественность. Били тревогу родные рыбаков. Только 27 января 40 членов команды «Муссона» вернулись домой из мавританского порта Нуабиду . Там, в представительстве Госкомрыболовства, они выяснили, что хозяином их по-прежнему считается «Атлантрыбфлот».

Руководство этого акционерного общества заверило калининградского губернатора, что находящиеся в Испании и Мавритании моряки также будут доставлены авиарейсами домой. Кстати, по некоторым источникам, часть экипажа «Муссона» все еще в Африке, а по словам председателя КР(Т)ОО РПСМ Вадима Мамонтова, траулер, пополненный «свежими недотепами», снова вышел на промысел из Пальмаса.

Между тем 60 человек РТМ-С «Пассат», тоже арестованного за долги, вынуждены были обратиться за помощью уже к президенту России. С конца сентября судно встало на якорь на рейде Нуадибу в ожидании указаний. Ждали до 2 декабря, потом получили дизтопливо и ушли в испанский порт Лас-Пальмас, в неизвестность. В российском консульстве в Мадриде им ответили, что ОАО «Атлантрыбфлот» - коммерческая организация, и ничего поделать нельзя. На борту же, по словам моряков, появились больные, а медикаментов нет, в декабре закончились продукты и вода, топливо. «За весь период рейса ни один из пунктов трудового контракта выполнен не был», - писали они в калининградский профсоюз. Не лучше дела и сейчас, команда вынуждена побираться на соседнем латвийском судне.

С дальней стороны сведения поступают противоречивые, ясно одно: россияне теряют надежду на избавление, а родная страна не спешит вернуть их домой.

Увы, привыкшие трудиться на госпредприятиях, российские моряки слепо доверяют работодателю, иногда даже толком не рассмотрев его «корочки». Многие годы ответственность брали на себя капитан, профсоюз, генеральный директор. А теперь самим приходится договариваться о контракте, разбираться в документах, быть осмотрительнее, самим отстаивать свои права и обращаться в суд. Казалось бы, устроились на работу к соотечественникам, а попали в зависимость от иностранных фирм, которых больше волнует бизнес, нежели человеческие судьбы. Могут спросить: а внимательно ли вы, товарищи-господа, читали условия контракта и о чем думали, когда его подписывали? Знающие люди советуют: перед принятием решения о найме лучше проконсультироваться в профсоюзе, чтобы при случае рассчитывать на реальную помощь. Учиться надо на чужих ошибках, и все же хотелось бы ощущать за спиной надежную руку государства. Тем более на чужбине.

Кира АБРАМЦЕВА