Корабельная сторона
Номер от 9 февраля 2004 г.

ББК, ББК - то не море, не река
Из камня, добытого при строительстве Беломорско-Балтийского канала, можно было построить семь пирамид Хеопса

Величественная транспортная артерия - Беломорско-Балтийский канал, соединивший между собой пять морей, построен за рекордный срок - 20 месяцев. Главной рабочей силой на канале были заключенные, осужденные по политической статье. В строительстве канала принимал участие и мой тесть - Василий Демьянович Дешевицын.

Пресловутая «тройка» ГПУ определила Василию Дешевицыну три года лагерей. Это был минимальный срок наказания. За антисоветскую агитацию меньше не давали. Написавший в «компетентные органы» клеветнический донос позднее раскаялся в содеянном. Перед уходом на фронт (видимо, совесть замучила) встретился с женой Василия и сказал: «Пелагея! Ты прости меня, если сможешь. Это я по злобе наклепал на Демьяныча».

К лету 1932 года на грандиозной стройке Беломорско-Балтийского канала (ББК), куда и был доставлен осужденный Дешевицын, уже копошилось более 130 тысяч заключенных, в основном, обвиненных в контрреволюционной деятельности.

Выполняя указания «вождя всех времен и народов» о том, что канал должен был построен быстро и дешево, инженеры- «вредители» переделали проект. Все металлические и часть бетонных конструкций заменили на дерево. Поэтому объем плотницких и столярных работ был велик.

Плотницкая смекалка Дешевицына была замечена лагерным начальством. А малый срок отсидки - всего три года - помог не нахлебаться того каторжного труда, который испытала основная масса строителей канала. Позднее ему поручили даже такую престижную работу, как топка бани.

Тяжелый труд при любой погоде, в сочетании с плохой кормежкой, да еще при карельских холодах, превращали труд зэков поистине в каторжный. За невыполнение нормы выработки, за нарушения дисциплины, за побег снижали нормы питания всему коллективу бригады (25-30 человек).

Было много побегов. Рискующие убежать подбадривали себя заклинанием, расшифровывая аббревиатуру ОГПУ так: О, Господи! Помоги убежать! Хотя знали, что если эту же аббревиатуру прочитать с конца, то она звучит зловеще-устрашающе: Убежишь - поймаем. Голову оторвем! И отрывали. С пойманными бегунами обходились жестоко. Прежде всего добавляли срок отсидки, а тех, кого прихватывали на границе Союза с Финляндией, даже расстреливали.

Перед 1 Мая 1933 года нарком НКВД Г. Ягода доложил вождю: «Канал готов». А 2 августа постановлением Совнаркома СССР об этом объявили и официально. Указание вождя построить ББК быстро и дешево было выполнено. Для сравнения: Суэцкий канал длиною 160 км построен за 10 лет, Панамский - длиной 80 км - строили 28 лет. ББК - длиною 227 км - прорыли за 20 месяцев. Камня, вывороченного с трассы, было столько, что из него можно было бы построить семь пирамид Хеопса. При этом не было израсходовано ни одного валютного рубля. А средства, отпущенные правительством, израсходовали лишь на одну четверть.

Что же касается того, что за 20 месяцев на трассе от холода, голода, расстрелов при побеге погибло несколько сот тысяч заключенных, во внимание не принималось.

Здесь, на канале, у Василия Дешевицына заканчивался срок заключения. Администрация канала настойчиво уговаривала его остаться тут насовсем, обещая всякие блага. Отказавшись от заманчивого предложения, он вернулся к семье в родную деревню со странным названием Сибирь (официальное название - Якуровская) Шенкурского района, к привычной работе - к хомутам и бочкам.

Реабилитации он уже не дождался, она произошла лишь через 58 лет.

Александр РЫБНИКОВ