Корабельная сторона
Номер от 9 февраля 2004 г.

Следствие закончено. Забудьте?
Между тем, разлив нефти в Онежской губе Белого моря, случившийся в сентябре прошлого года, по-прежнему беспокоит общественность

Вопрос о последствиях и ответственности компании «Волготанкер», по вине которой произошло экологическое ЧП, много обсуждался в различных ведомствах и структурах. Правда, виновник при этом в ряде случаев вообще отказывался давать комментарии.

ТАК, на декабрьском заседании Координационного совета по охране окружающей среды при Архангельской областной администрации представитель «Волготанкера» лишь зачитал доклад о благих намерениях и больших экономических планах компании, что не исключило многочисленных вопросов. Сколько же мазута на самом деле вылилось в воду? Почему компания пыталась скрыть аварию? Каким образом «Волготанкер» собирается компенсировать ущерб?

Почти на все эти вопросы представитель компании ответил примерно одинаково: он обязательно наведет все справки и расскажет обо всем каждому из выступавших лично в своем кабинете, а сейчас, к сожалению, он якобы не владеет информацией. Тогда зачем приглашали людей?

Свой комментарий по делу дал и Александр Шиловский, следователь Архангельской транспортной прокуратуры:

- О разливе нам стало известно лишь 5 сентября из средств массовой информации. Естественно, мы сразу выехали на место происшествия. Думали, по крайней мере, осмотреть район аварии, взять пробы, зафиксировать последствия. Когда же приехали, к сожалению, танкер уже ушел. Брать пробы и осматривать что-либо уже не имело смысла. На этом наша командировка закончилась. Но остались вопросы. Например, почему отпустили судно и не поставили вовремя в известность инспекцию и прокуратуру? Сколько вылилось нефтепродуктов? Говорят, до 500 килограммов. Хотя нам понятно, почему назван именно этот объем, ведь если больше 500 килограммов - это уже ЧП с объявлением чрезвычайной ситуации.

Прокуратурой было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 263 Уголовного кодекса в отношении капитана судна «Нефтерудовоз-57» Василия Рамзаева. Оно предусматривало уголовную ответственность за нарушение правил безопасности движения водного транспорта. Дело это было прекращено, когда 8 декабря прошлого года вступили в силу поправки к УК, в том числе и к статье 263, из которой были исключены слова «тяжкий вред и причинение крупного ущерба». В статье осталась только ответственность за гибель человека или нанесение телесных повреждений. Таким образом, деяние, совершенное капитаном, перестало быть уголовно наказуемым.

Как выяснилось, прокуратура рассматривала и действия капитана порта, даже намеревалась ставить вопрос о привлечении его по статье 293 УК - «Халатность». Однако по существующим нормативным актам, как выяснилось, он ничего не нарушил. В его должностных инструкциях нет пункта, обязывающего капитана порта сообщать о ЧП в водную инспекцию. Хотя все сходятся во мнении, что ущерб мог быть намного меньше, если бы о ЧП сразу же известили архангельскую специализированную инспекцию. И ни в коем случае не следовало отпускать судно с места аварии, убеждены юристы.

Так сколько все же вылилось мазута? 500 килограммов? 5 тонн? А ведь были еще и сообщения, что вылилось около 50 тонн? Прокуратура называет иную цифру - 45 тонн. Это подсчитали эксперты по специальной методике. Они также установили, что, когда команда стала предпринимать меры, основная масса мазута была уже отнесена за 1750 метров от места аварии.

По закону компанию «Волготанкер» можно привлечь к ответственности, подав иск о взыскании ущерба, нанесенного окружающей среде, в арбитражный суд. Прокуроры, к слову, намерены взыскать 12 миллионов 397 тысяч 500 рублей. В такую сумму специализированная инспекция оценила ущерб. Эти деньги должны пойти на охрану окружающей среды, а также населению, проживающему в прибрежной зоне Онежской губы.

Олег АНДРЕЕВ

(По материалам печати)

P.S: Когда готовился этот материала, стало известно, что 11 февраля в арбитражном суде Архангельской области начнется предварительное слушание по иску Архангельской морской специализированной инспекции Министерства природных ресурсов РФ к ОАО «Волжское нефтетопливное пароходство «Волготанкер». Предмет иска - взыскание с компании «Волготанкер» компенсации за причинение материального ущерба окружающей среде после разлива нефтепродуктов в Онежском заливе 1 сентября 2003 года.