Корабельная сторона
Номер от 9 февраля 2004 г.

Будь здоров, водолаз!
Для специалистов этой экстремальной профессии более всего актуально такое пожелание

На минувшей неделе в Архангельске состоялось чествование заслуженных водолазов. Если быть точным, то 80-летний юбилей организации водолазного дела в нашей стране отмечался 16 декабря прошлого года. Однако по организационным причинам из Москвы «не пришли» медали «80 лет ЭПРОН», и с празднованием решили немного повременить.

И ВОТ наконец «награды нашли героев». Специально к юбилею в ОАО «Северное морское пароходство» было приурочено открытие экспозиции, рассказывающей о начале и развитии водолазной службы в Архангельской области.

ЭПРОН - так сокращенно именовалась экспедиция подводных работ особого назначения, созданная еще при ОГПУ, по инициативе Ф.Э. Дзержинского. Предполагалось, что она займется подъёмом затонувших судов и проведением аварийно-спасательных работ на море. В последующие годы организация, правда, сменила свое название на аварийно-спасательную морскую службу, но главные задачи оставались прежними. Как свидетельствует статистика, за весь период многолетней деятельности водолазы под флагом ЭПРОН подняли на поверхность 450 и спасли от гибели 188 кораблей и судов.

Со временем свои специализированные водолазные организации появились на всех морских бассейнах страны. В сентябре 1957 служба аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ (АСПТР) появилась и в Северном морском пароходстве.

Конечно, на акватории такого крупного порта, как Архангельск, и до Октябрьской революции работали водолазы. По крайней мере, известно, что в июле 1854 года в практике Архангельского адмиралтейства впервые был использован некий водолазный механизм. С его помощью на акватории адмиралтейских верфей были «отысканы днища старых судов и другие мореходные предметы, которые затем были подняты». Впоследствии такие работы стали проводится чаще, но осуществлялись они приезжими специалистами.

Возвращение «Садко»

Первую широко известную судоподъемную операцию на Белом море водолазы провели в начале тридцатых. Дело происходило в Кандалакшском заливе, где еще летом 1916 года, прямо скажем, при нелепых обстоятельствах, погиб ледокольный пароход «Садко». При тихой солнечной погоде судно с губернатором С.Д. Бибиковым на борту напоролось на камни между островами Анисимова и Богомолиха. Капитан И.П. Бурков был опытным судоводителем, но в тот момент отчего-то решил направить пароход малообследованным фарватером, что в итоге и привело к навигационной аварии. «Садко» распорол днище от носового трюма до кочегарки. Жертв, к счастью, не было, хотя пароход погрузился на глубину 22 метра в течение десяти минут.

Конечно, решили поднимать дорогостоящее судно. Своих специалистов не было, и вызвали водолазов из Кронштадта. За время до ледостава они только смогли осмотреть корпус парохода, подняли сейф с деньгами, кое-какие документы губернатора, а еще и пишущую машинку из капитанской каюты. В последующие годы еще дважды предпринимались попытки поднять «Садко», но безуспешно: усилиям спасателей мешали то военные действия, то разруха.

В 1932 году за дело взялись водолазы ЭПРОНа. Руководил их работами сам начальник экспедиции Ф.И. Крылов. К немалому удивлению, корпус парохода хорошо сохранился, хотя и пролежал под толщей воды много лет. Единственной потерей явились мачты и труба судна, которые «срезало» льдами. Тогда же решили вместо распространенного в ту пору плашкоутного способа подъема применить принципиально новый, разработанный инженером Т.И. Бобрицким. На волжском заводе «Красное Сормово» и на архангельской «Красной кузнице» изготовили двенадцать подъемных понтонов. Вес каждого был свыше 55 тонн. Под днищем «Садко» промыли тоннель, проложили так называемые стальные полотенца и скрепили их с понтонами.

Не обошлось без «идеологического сопровождения». На место судоподъема специально отрядили целую бригаду журналистов и литераторов, которые, как задумывалось, должны были рассказать стране об успехе советских водолазов. Среди писателей были: Алексей Толстой, Самуил Маршак, Иван Соколов-Микитов, Вячеслав Шишков, Леонид Ленч и другие известные сегодня мастера пера.

Финальный аккорд операции «прозвучал» 14 октября, когда «Садко» медленно появился на поверхности моря. Пароход затем отбуксировали в Архангельск для восстановительного ремонта. Город встретил судно и его спасателей торжественными митингами.

Школа 79-го отряда

Своя водолазная школа появилась в Архангельске еще до Великой Отечественной. В Соломбале квартировал 79-й аварийно-спасательный отряд. Сотни специалистов подготовил он для нашего Военно-Морского Флота, которые затем, демобилизовавшись, трудились на «гражданке». Причем обучение это не прекращалось и во время войны. Водолазы, получившие азы профессии на Северной Двине, затем направлялись следом за нашими наступающими войсками - поднимать на Божий свет то, что было загублено на реках, озерах и морях. Работали в Карелии и под Ленинградом, на Черном море и в освобожденных портах Польши и Германии.

Когда же война закончилась, 79-й аварийно-спасательный продолжал свою работу, но теперь главным образом готовил специалистов для Арктики. Признаться, практически все знакомые мне водолазы «начальную школу» своего мастерства окончили именно в Соломбале.

В глубинах Арктики

В Заполярье, на трассе Северного морского пути без водолаза не обойтись. Эту истину моряки усвоили еще во время первых арктических рейсов. Именно с того времени в экипажи ледоколов обязательно включали и водолазов. Их прочная профессиональная связка с ледокольщиками существует с тех пор.

Где только не работали наши северяне за последние 40-50 лет, даже в Антарктиде побывали. И немудрено - в первые экспедиционные рейсы сюда людей подбирали тщательно, а кому, как не архангелогородцам и мурманчанам чаще других приходилось ходить под лед?!

К слову, не было ничего удивительного в том, что на торжественном сборе ветеранов в Северном морском пароходстве водолазу Михаилу Аркадьевичу Чувакорзину вручили высшую награду для зимовщика - знак «Почетный полярник».

Имена таких водолазов,как Николай Тюриков, Виктор Чехов, Анатолий Коваленко, Владимир Черный, знакомы сегодня многим северным капитанам.

О трудной, опасной работе водолазов в Арктике сказал тогда же и генеральный директор ОАО «Северное морское пароходство» Владимир Григорьевич Урошников, которому, к слову, в свое время пришлось руководить подводными работами на объектах Варандея.

На торжественном собрании целому ряду водолазов были вручены знаки «Почетный работник морского флота», а юбилейной медалью «80 лет ЭПРОН» наградили 52 ветеранов и 35 работающих и поныне моряков и спасателей.

А на Севмаше службу распустили

Сегодня оснащение службы лучшими образцами техники, в том числе и зарубежной, позволяет архангельским водолазам выполнять работы на глубинах до 60 метров. АСПТР имеет специальное «Свидетельство о признании» Российского морского Регистра, что дает им право освидетельствовать подводную часть судов на плаву. Все работы выполняются в соответствии с требованиями международного стандарта качества.

Сложные подводно-технические работы теперь архангелогородцы ведут не только на своих объектах и судах, но и выполняют заявки других организаций, в том числе и по заказу северодвинского Севмашпредприятия.

А ведь была на Севмаше собственная водолазная служба. Причем авторитетная. Создавал ее с далекой перспективой еще в начале 60-х легендарный директор Евгений Павлович Егоров. Человек большой эрудиции и прекрасный организатор, он видел предназначение заводских водолазов не только в оказании разовой помощи морякам, но и в создании на предприятии целого направления в освоении передовой технологии подводной резки и сварки. Но, видимо, не очень ценили в последние годы собственных водолазов в Северодвинске, раз специалистов не уберегли, а службу расформировали.

Сродни космонавту

Много добрых слов прозвучало на торжественном сборе в Северном морском пароходстве. Очень интересное и, можно сказать, актуальное пожелание высказала Ольга Ивановна - вдова Николая Михайловича Тюрикова, одного из заслуженных полярных водолазов: пусть на ответственные и сложные операции наше правительство приглашает не норвежских, а наших, архангельских водолазов, у наших для этого есть все: и опыт, и мужество, и желание.

Водолаз, не побоюсь такого сравнения, сродни космонавту - также работает во враждебной среде, и слабаков эта профессия не терпит. Чтобы свыкнуться с постоянной опасностью и риском, нужно быть смелым человеком, умеющим владеть собой. Выдержать постоянные физические нагрузки, а они и в самом деле очень высокие, тоже может далеко не каждый. Но все эти обстоятельства, к сожалению, обязательно накладывают свои специфические «отпечатки», среди которых и болезни: ведь каждый час, проведенный под водой, здоровья никак не прибавляет. Поэтому самым искренним пожеланием на праздновании 80-летия ЭПРОНа было как раз это - будь здоров, водолаз!

Олег АНДРЕЕВ