Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 25 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 1 февраля 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 1 февраля 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Плещут холодные волны...»

Версия для печатиОтправить статью другу
100 лет назад разразилась война с Японией. Для России она обернулась поражением, для флота - разгромом, для русских моряков - моральной победой

Русско-японская война 1904-1905 гг. для подавляющего большинства родившихся при советской власти, как мне кажется, так и осталась неизвестной. События тех лет на Дальнем Востоке, конечно же, вошли во все учебники истории, но трактовались они только как предпосылка к последующей революции 1905 года. Немудрено, что в той трагической для России эпопее осталось немало загадок. Впрочем, не столько загадок, сколько явлений и моментов неясных или не убеждающих до конца.

Две версии одной Цусимы

О предтече и самой трагедии русского флота при Цусиме большинство из нас знают по книге А. С. Новикова-Прибоя. В определенной мере, можно сказать, это классика. Здесь все разложено в строгой последовательности и вывод сделан для тех лет, когда вышла «Цусима», предсказуемый: во всем виновато самодержавие и бездарные царские адмиралы. Насчет самодержавия спорить вряд ли стоит, а в отношении «бездарных адмиралов» я бы не стал делать однозначных выводов. Любая, даже самая маленькая война слишком мудреное дело, чтобы рассказывать о ней однозначно.

Взгляд Алексея Силыча Новикова, участника Цусимы, - это один взгляд на события, скажем так, с нижней палубы. Иное дело «Расплата» - трилогия Владимира Семенова, кстати тоже участника войны и сражения

2-й Тихоокеанской эскадры. Старший офицер транспорта «Ангара», затем крейсера «Диана», а еще позже офицер походного штаба на «Князе Суворове», Владимир Иванович Семенов дает нам представление о том, как принимались решения командованием, и объясняет, чем они были продиктованы. Это уже иная позиция исследователя, как и новая попытка разобраться в истоках случившейся трагедии.

К сожалению, трилогия, как и сама личность Владимира Ивановича, по известным причинам долгое время оставалась недоступной советскому читателю. Мой настоятельный совет думающим, непраздным соотечественникам, кому не все равно, в какой стране он живет и какими были его прапрадеды: обязательно прочтите и «Цусиму», и «Расплату».

Честь адмирала Рожественского

Вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский в той неудачной для России кампании командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой. Его личность у историков флота, как в прошлом, так и сегодня, вызывает немало суждений и вопросов. Еще бы, в свое время на вице-адмирала «повесили всех собак» за поражение при Цусиме. Исследователи пытаются выяснить, был ли он бездарным выдвиженцем царского окружения либо заложником, тем обреченным командующим, который прекрасно знал, чем кончится авантюрная затея с отправкой эскадры на Дальний Восток.

Иные авторы изображают его властным самодуром, другие, главным образом теоретики морской тактики, утверждают, что именно благодаря «непонятному для многих маневру» Рожественского в цусимском бою русские корабли избежали еще более безжалостного истребления.

Так каким он был в действительности? Что двигало им? Тщеславие? Страх не выполнить приказ? Или все-таки долг, честь офицера?

Вряд ли бы бесчестный человек мог потребовать суда над собой, а на суде полностью взять вину за поражение на себя и потребовать себе смертного приговора. А именно так и поступил русский морской офицер - вице-адмирал Зиновий Петрович Рожественский!

Из великого множества адмиралов «ельцинского призыва» еще ни один не признал себя ответственным за безжалостное и планомерное уничтожение российского флота. О суде вообще нет речи. Все адмиралы сочли, что здесь они ни при чем. Но так ли это?

Последнее время я часто ловлю себя на мысли, что звучащее из уст многих сегодняшних офицеров «честь имею» стало не более чем заученной уставной фразой.

Мифы, рожденные «Мифами»

8 февраля подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» исполнится 100 лет. Память об этой баталии, случившейся в первый же день той войны, стала не только хрестоматией героизма на русском флоте, но и нашей национальной святыней, если хотите. Но мы живем в циничное время, когда на якобы новом взгляде в историю можно заработать, и появляются охотники развенчать русских моряков.

И вот уже подсчитана и просчитана «цепь ошибок» командира «Варяга» В.Ф. Руднева. И крейсеру с канонеркой, оказывается, вовсе не надо было прорываться из Чемульпо днем. И открывать кингстоны крейсера не следовало - лучше было бы взорвать. И так далее в том же духе...

Наша невзыскательная, если не сказать, полуграмотная публика такие наживки заглатывает как сенсацию и затем донимает, в том числе и редакцию, вопросом: «А вы знаете что?» Так вот можем заверить - знаем. Как знаем и то, что книги типа «Мифы и легенды российского флота» В.Д. Доценко, где автор местами допускает в двух предложениях по четыре грубые фактические ошибки, пекутся сегодня будто блины. На издание подобных «Мифов» находятся деньги, и деньги немалые. А вот на серьезные исследования их нет.

Вообще-то, подвигом наших предков восхищались даже японцы, которые воздали русским морякам почести и к тому же создали музей «Варяга» в Чемульпо (Инчхоне). У японцев, напавших на два наших корабля целой эскадрой, сомнений в героизме русских не было, а у современных российских «исследователей» они появились. С чего бы? Когда «чернуха» и «желтизна» стали не только средством обогащения, но и нормой нашего бытия, стоит ли удивляться «творчеству» бессовестных авторов?!

Знаем мы и о том, что спросить за подобные переиначивания истории некому. Очевидцев событий, как понимаете, давно уж нет в живых, а современная и официальная историография России сегодня ангажирована вовсе не для объективного расследования прошлого.

«Варяг» на Севере

Есть повод сегодня рассказать еще и о том, что для большинства северян представляется фактом неизвестным: как героический крейсер «Варяг» приходил в... Мурманск, где формировалась флотилия Северного Ледовитого океана. Произошло это через несколько лет после окончания русско-японской войны. А до этого, напомним, японцы приложили немало сил и средств, чтобы поднять крейсер, затопленный в бухте Чемульпо. В конце концов они его подняли, отремонтировали и ввели в состав своего флота под названием «Soya». Понятно, для России было делом чести вернуть корабль. И Россия даже в тяжелом, военном 1916 году денег на это не пожалела.

Шла Первая мировая, и «Варяг» прибыл в Мурманск, чтобы усилить наши морские силы на Севере. Корабль, правда, требовал серьезного ремонта, и для этого в феврале 1917-го его отправили к союзникам - в Англию. Потом вмешались октябрьские события. Англичане отказались вернуть нам крейсер. Еще через год во время буксировки на разборку корабль - легенда русского флота затонул в Ирландском море. К слову, в прошлом году на месте гибели корабля работала специальная подводная экспедиция, которая окончательно подтвердила факт затопления «Варяга».

За веру, царя и Отечество?

В канун 100-летия начала русско-японской войны Первый канал включил в свою программу художественный фильм «Крейсер «Варяг». Фильм старый, 1946 года, и, разумеется, можно много спорить о его достоинствах. Но с учетом векового юбилея событий, на основе которых была создана кинокартина, наше телевидение могло бы найти для этого фильма другое время, а не 6.20 утра. Кстати, самое лучшее время в этот день отдали передаче «Кто хочет стать миллионером?». Комментарии излишни.

Из всего множества вопросов, проистекающих сегодня из баталий русско-японской войны, более всех меня занимает один: за что так бесстрашно, не жалея жизни, дрались тогда русские люди? За веру, царя и Отечество? Но Россия начала ХХ века не была ортодоксально набожной страной. Царя Николая Второго, которого сейчас пытаются изобразить святым, народ уже тогда не любил. За Отечество? Но социальный раздрай в русском обществе бытовал катастрофический. Тогда что же так мощно сплотило нашу нацию на палубах тихоокеанских кораблей и бастионах Порт-Артура?

Нам бы не мешало прислушаться к тревожным колоколам русско-японской войны.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Кашалот взорвался!  |
Экономика   Льготы разоряют «пригородку»  |
Мир   SOS прошлой недели  |  Кокаин на скалах  |  Нас роднят имена и даты  |  Морской французский узел  |
Северодвинск   Родные причалы  |  Затяни пояс, северянин  |  Как здоровье, рыба?  |  С фуражкой по кругу  |  Промысел отложен  |  За «Горшкова» ответит Шестов  |  «ТрансНАО» перезимует на Лае  |
Россия   Информация с верфей  |  Военное обозрение  |  На Северном флоте  |  Новости из портов  |  У матросов есть вопросы  |  Цитрусовый прибой  |  Нашли место «Труженикам моря»  |  Смерть в трюме  |  Старый флотский антидепрессант  |  Криминальные астраханские осетры  |  Традиция Папанина будет продолжена  |  Гора флагмана Бурсевича  |  Пистолеты и задание Родины  |  «Плещут холодные волны...»  |  «Варяг» и «Кореец» сто лет спустя  |  Новый заказ «Алмаза»  |  Центр подготовки палубных летчиков  |  Репетиция ядерной войны  |  По следам ядерных миллиардов  |  Черное золото течет через Белокаменку  |  У «Брянска» день рождения  |  Мытарства рыбаков продолжаются  |  Письмо никто не отзывал  |  Наш дорогой шеф  |  У всех на устах  |  «Таймыр» держит курс на Таймыр  |  Прощай, океанский флот!  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |  Герои дожили до награды  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Февраль 2004
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com