Корабельная сторона
Номер от 1 февраля 2004 г.

Льготы разоряют «пригородку»
Архангельские речники жалуются на зарплату и мечтают о судах на воздушной подушке

Минувшая навигация для речников затянулась. Мягкая зима заставила держать суда на переправах почти до Нового года. Если для пассажиров это была сущая радость (все-таки перебираться через реку в теплом салоне старенького «Балхаша» лучше, чем на открытой палубе морского буксира), то для Архангельского райуправления продление плавания обернулось дополнительными убытками, компенсировать которые городские и областные власти не торопятся.

ВАЛЕРИЙ АРЕФЬЕВ, возглавляющий «пригородку», второй месяц обивает пороги мэрии и областной администрации, прося рассчитаться с предприятием за перевозку людей в минувшем году.

- По кабинетам ходить приходиться много, - говорит Валерий Алексеевич, - тем не менее я на власть не в обиде: в отличие от прошлых лет, нынче с нами, хоть и не сразу, но расплачиваются. Проблема в том, что мы предоставляем льготы 71 категории пассажиров, а рассчитываются с нами только по четырем. Люди, особенно ветераны, негодуют, когда им отказывают в льготном проезде, пишут во все инстанции. Вот только что пришло письмо от пожилой женщины. Лично с ней встречался. Ей уже под восемьдесят, участник оборонных работ, добиваетеся бесплатного проезда на «пригородке». Мы бы с большим удовольствием пошли навстречу ей и другим ветеранам. Но если будем всех возить бесплатно, то без штанов останемся. У речников и так самая низкая зарплата среди транспортников. Я не сравниваю с заработками моряков: автобусники нас давно переплюнули - мне стыдно работникам в глаза смотреть. Если не поднимем денежное содержание, то специалистов удержать не сможем, разбегутся. А где потом их искать? Командира судна с улицы не возьмешь, его надо растить, как минимум, пять лет. Потому и выбиваю деньги, где могу.

Сейчас утрясаются договорные отношения на следующую навигацию. Схему движения пригородного флота и тарифы речники хотят сохранить на уровне прошлого года.

- За минувшую навигацию перевезли больше миллиона пассажиров, - поясняет Арефьев, - до этого возили 600-700 тысяч. Поднимать цены, как нам рекомендуют, процентов на 30, нельзя, у людей, проживающих на островных территориях, кошельки тощие, контингент там живет неплатежеспособный. Это мы доказываем финансистам Приморского района, мэрии, депутатам областного Собрания и администрации области.

Если же всерьез думать о будущем, считает руководитель «пригородки», то надо приобретать современные транспортные средства. Если бы власть помогла нам купить высокоскоростные суда на воздушной подушке, они с успехом бы заменили устаревший водоизмещающий флот. И были бы рентабельными за счет круглогодичной эксплуатации.

Тут к разговору подключился зашедший в кабинет начальника его заместитель Александр Попов, который лет пятнадцать назад участвовал в испытаниях судна на воздушной подушке «Ирбис» в Котласском речном порту.

- Все тогда уже было на мази, - рассказал он. - Северное речное пароходство думало приобрести опытный образец, а потом освоить его производство на Велико-Устюжском или Лимендском заводе. Мы обслуживаем дельту Северной Двины - скорость у водоизмещающего флота - 20 км в час, у «Ирбиса» - 60 -70. Берет на борт 35 пассажиров. За счет высокой оборачиваемости три таких судна обслужат весь пригород.

Алексей ГУНДОРОВ