Корабельная сторона
Номер от 27 января 2004 г.

Атлас морских трагедий
Морем погибших кораблей считает Балтику Андрей Лукошков, научный руководитель группы специалистов из Петербурга, Москвы, Великого Новгорода по розыску затонувших объектов на дне Балтики.

Предыстория этих исследований такова. Будучи горным инженером, Лукошков занимался подводной разведкой полезных ископаемых. В 1989 году, во время очередной экспедиции, им было обнаружено затонувшее судно. Эта находка пробудила в ученом интерес. Чуть позднее он начал работу по составлению уникального каталога и атласа затонувших кораблей.

Сегодня его база данных уже превысила 10 тыс. объектов. Каталог и атлас охватывают всю акваторию Балтийского моря. Наиболее полно в них отражена его восточная часть, включая побережье от Калининграда на юге до Ботнического залива на севере. Только в российском секторе Финского залива обнаружено более 5 тыс. объектов, из них 2,5 тыс. - суда, 1,5 тыс. - самолеты, остальное - лодки, транспортные средства (машины, танки, трактора, пушки), а также различное снаряжение. По национальной принадлежности четверть погибших кораблей относится к русскому флоту, 19 процентов - к немецкому, 17 - к английскому, 15 - к шведскому, 8 - к голландскому, 7 - к финскому. Остальные девять процентов включают норвежские, датские, французские, американские, итальянские, эстонские и латвийские суда. Все они затонули в период с 1128 по 1947 год.

Наибольшая концентрация погибших кораблей зафиксирована в Выборгском заливе, где в июле 1790 года произошло крупное сражение между русским и шведским флотами. По словам Андрея Лукошкова, Финский залив когда-то являлся древним торговым путем, многие из судов не достигли конечных пунктов назначения, и до сих пор ждут своих исследователей на морском дне.

Александр ВЕСТНИКОВ