Корабельная сторона
Номер от 27 января 2004 г.

Скандал вокруг заявки
Продолжаем отслеживать ситуацию с месторождениями газа и нефти в Баренцевом и Печорском морях

Минприроды России сообщило, что ЗАО «Севморнефтегаз» обратилось в их ведомство с просьбой перенести сроки ввода в эксплуатацию Приразломного и Штокмановского месторождений в Баренцевом море на 4-5 лет. Правда, позднее они же и опровергли это сообщение, сославшись на «техническую ошибку». Однако в столь серьезную «техническую ошибку» верится с трудом. Скорее всего, владелец лицензии действительно подавал такую заявку, однако по каким-то причинам пока не хочет это афишировать. К тому же известно, что ранее акционеры «Севморнефтегаза», «Роснефть» и «Газпром» заявляли о необходимости доразведки месторождений.

НЕКОТОРЫЕ обозреватели полагают, что скрытность участников проекта, возможно, объясняется нежеланием конфликтовать с правительством, которое считает арктические проекты приоритетными, и «ЛУКОЙЛом», который претендует на участие в этих проектах.

Несколько цифр. Извлекаемые запасы нефти на Приразломном составляют порядка 83 млн тонн, общий объем инвестиций в освоение месторождения - 1,1 млрд долларов, окупаемость капитальных вложений - порядка 10 лет. Запасы газа на Штокмановском месторождении равны 3,2 трлн кубометров, газового конденсата - 31 млн тонн, общий объем инвестиций в освоение месторождения - 18 млрд долларов, окупаемость капитальных вложений - 13 лет. Что и говорить, перспективы впечатляют. Лицензии на месторождения с ноября 2002 года принадлежат «Севморнефтегазу», учредителями которого выступили дочерние компании «Роснефти» и «Газпрома» - «Роснефть-Пурнефтегаз» и «Росшельф». Создание этого совместного предприятия сопровождалось конфликтом с «ЛУКОЙЛом», который через свою дочернюю «Архангельскгеолдобычу» владеет 13,6 процента акций «Росшельфа». «ЛУКОЙЛ» требовал сохранения лицензии на месторождения за этой компанией. С «ЛУКОЙЛом» вроде бы удалось договориться, однако, «застолбив» за собой право на разработку месторождений, «Роснефть» и «Газпром», сегодня, похоже, добиваются пересмотра сроков ввода месторождений в эксплуатацию.

Основной причиной отказа, как полагают, является банальная нехватка средств. «Это ожидаемая и понятная просьба, - говорит аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев. - Сейчас происходит смена инвестиционных приоритетов. Еще пару лет назад казалось, что только арктический шельф способен поддержать объемы добычи углеводородного сырья в России, но теперь континентальные месторождения дают гораздо большую отдачу за счет применения новых технологий, и более рационально направить деньги на их разработку».

В самом «Севморнефтегазе» опровергли сообщение Мин-природы и заявили, что не знают, каким образом у министерства оказалась такая информация, однако предположили, что министерство таким образом якобы «озвучило сроки ввода месторождений в эксплуатацию». В «Роснефти» также подтвердили информацию о том, что «Севморнефтегаз» не подавал подобной заявки, и тогда же признали, что для разработки месторождений необходимы огромные инвестиции, поэтому в переносе сроков начала разработки «не было бы ничего удивительного». Тем более что выясняется, что до сих пор не решен вопрос об использовании механизма соглашения по разделу продукции (СРП) для этих месторождений. Штокмановское, оказывается, еще не включено в список объектов СРП, а по Приразломному лишь в конце прошлого года была создана комиссия, которая должна подготовить необходимое заключение.

Между тем в департаменте лицензирования Минприроды сообщили, что заявка от «Северморнефтегаза» рассматривалась на заседании экспертной группы министерства.

Решение по ней еще не принято, и, дескать, Минприроды сейчас думает о том, стоит ли разрешить «Роснефти» и «Газ-прому» отодвинуть сроки начала эксплуатации месторождений. С одной стороны, компании являются государственными, и им можно было бы сделать поблажку. Но с другой стороны, удовлетворив просьбу, министерство рискует столкнуться с такими же требованиями и от других компаний-недропользователей, которые получили лицензии и не могут сейчас инвестировать в их разработку.

В самом ведомстве пока отказываются давать комментарии, но сообщили, что просьба и аргументы «Севморнефтегаза» переданы на рассмотрение научно-технического совета министерства. Четких сроков рассмотрения таких просьб не существует, однако многое будет зависеть от региональных властей. По действующему законодательству утверждение условий лицензий, их изменение должны проводиться Мин-природы и региональными властями.

У акционеров «Севморнефтегаза» есть достаточно веские основания, чтобы не «светить» просьбу компании, потому что сложившейся ситуацией может воспользоваться «ЛУКОЙЛ», который в декабре прошлого года распространил сообщение о поддержке Минприроды их требования вернуть лицензии на Приразломное и Штокмановское месторождения «Росшельфу». После этого прошли переговоры глав «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа» с министром природных ресурсов, результаты которых, правда, не были преданы широкой огласке. Тем временем у компаний появился еще один повод для раздоров: «Роснефть» купила «Северную нефть», на которую претендовал «ЛУКОЙЛ».

Возможно, теперь «ЛУКОЙЛ» возобновит борьбу за лицензию на месторождения в Баренцевом море. Хотя для «ЛУКОЙЛа», как и для «Роснефти», приоритетом сейчас являются континентальные месторождения, компания Вагита Алекперова может попытаться использовать ситуацию, для того чтобы заполучить «Северную нефть» в свои руки.

На фоне этих противоречивых сообщений о переносе сроков освоения Приразломного и Штокмановского месторождений уже не кажется странной остановка в работе над созданием самоподъемной морской буровой платформы (СПБУ) «Арктическая» в Северодвинске. Как известно, СПБУ готовили для бурения и добычи углеводородного сырья на шельфе Баренцева моря. И вот строительство платформы законсервировано.

Ранее планировалось возобновить финансирование «Арктической» с этого года. Предполагалось также, что при достройке ее будут внесены изменения в первоначальную концепцию и конструкцию. Напомним, строилась СПБУ с середины 90-х годов в кооперации двух оборонных предприятий Северодвинска - «Звездочки» и Севмашпредприятия. Затем из-за отсутствия средств платформу вывели для отстоя на акваторию северодвинского порта, где в мае 2001 года она едва не затонула из-за разгерметизации корпуса. В августе того же года «Арктическую» подняли и, что называется, законсервировали. Перспективы ее достройки появились, когда «Газпром» и НК «Роснефть» подписали соглашение о совместном освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения и Приразломного нефтяного месторождения. И хотя сейчас установка готова примерно на треть, есть информация, что все средства консорциум бросил на строительство Севмашем ледостойкой платформы «Приразломная», которую намереваются сдать уже в 2004 году.

Олег АНДРЕЕВ (По материалам печати)