Корабельная сторона
Номер от 27 января 2004 г.

Сумбурина в Химках
На московском рейде стоит подлодка, а в подлодке - слесари. И электрики...

Дизельная подлодка разрезала химкинскую речную гладь 12 сентября с.г. и таки подтвердила осмеянную негодяями истину про порт пяти морей. Обычные подлодкинские задачи - военно-морские, имя - «Новосибирский комсомолец» (или Б-396), следовала к хладокомбинату Cеверного речного порта из Белого моря. Что интересно, именно Юрий Михайлович Лужков, председатель Российско-японского совета мудрецов, санкционировал прибытие боевой единицы к стенам г. Москвы. Низкий поклон специалистам завода «Севмаш» (г. Северодвинск): перед походом выпотрошили у «Комсомольца» внутренности, и все закончилось хорошо, мирно.

СЕЙЧАС в лодке живут люди, не имеющие московской регистрации. Готовят к сдаче важнейший объект «культурно-мемориального комплекса, посвященного истории Военно-морских сил России» - лодку.

Лодку притащили в Москву на двух буксирах, начало пути - 24 августа, Северодвинск; об этом сообщала пресса. 18 ноября Лужков подписал распоряжение «О создании в Москве культурного комплекса...»; там постоянно встречаешь: «комитету по культуре города Москвы» «за счет средств городского бюджета» создать «ГУК «Подводная лодка-музей». 4 октября Юрий Михайлович входил в «Комсомольца» как полноправный хозяин, не снимая кепки. Мэр расписался на стройкаске, сказал: флоту музейному московскому здесь быть, и пусть, мол, не спекулируют насчет порта пяти морей.

Андрей Соколов, мастер

42-го цеха Севмаша, шел членом команды, переправившей «Комсомольца» через 33 шлюза в Москву. «Возьмешь пачку «Беломора» - наш путь сможешь проследить», - советует Соколов тебе, читатель. Я-то не курю. На территории хладокомбината категорически запрещено курить. Так написано. Говорят, от дыма икра теряет потребительские свойства. Чтобы попасть на лодку, надо позвонить директору недоработанного музея Искре А.И.: выпишет пропуск. На проходной встретит мастер Соколов, проведет мимо грузных грузчиков, загружающих в «Газели», в «МАЗы» грузы: смерзшиеся рыбные гроздья - горбушу, горчака, ставриду, севрюгу, прочее. «Ля-а! - несется над водохранилищем. - ... тва-айю мать, Витька! Пи-и-рас! Где яшш-шьки?!»; по ледяному деревянному мостику скользишь в первый отсек лодки, как к себе домой: не в люк, а в дверь. «Вырезали дырку для удобства, еще в Северодвинске», - говорит Соколов. Слово Соколова - моя удача как собеседника, Соколов жмется на слова. В лодке держится забортная температура; на холоде, при тусклом свечении фонаря рождается новый биологический вид - человек лаконичный (homo laconicus severodvinus).

Возможно, молчуном сделала Соколова встреча нового,

2004-го. Это был просто праздник какой-то. Волшебную ночь с 31-го на 1-е он провел в третьем отсеке. На металлической койке офицерской каюты. В одиночестве. Без «Голубого огонька». Андрей - консерватор в энном поколении, не оригинал. Праздничную свинью парню подложило руководство родного завода. Соколова назначили «руководителем ремонтно-восстановительных работ» на лодке. Старая бригада уехала домой в Северодвинск 27-го числа. Смена, привыкая к Москве, отметила 2004 год в общежитии. А мастер стоял на страже будущего музея. Одинокий речной волк Соколов. Двадцати семи лет. В Химках волк не услышал боя курантов. Услышал лай штатных портовых волкодавов. Их спускают в 22.00. «Я пока только с одним подружился». И поэтому Соколову грустно. Даже на поверхность не вылезал.

В кишках лодки сильно копались. «Чтобы посетитель не спотыкался» (Соколов). Из трех аккумуляторных моторов оставили два, из дизелей - один. Сократили несколько стеллажей с торпедами. В аккумуляторной яме 2-го отсека намечается конференц-зал. В яме, если пустить полосу фонарика, - перископ, красные ящички «индивидуального спасателя», др. непонятные приборы. Пока мы ковырялись в носовом отсеке, электрики четвертого разряда - Андрей Терентьев, дядя Вася Собанин и мастер их Сергейчик Федор Кузьмич - «затягивали кабель по схемам» наверху, в четвертом. А в яме - тьма. Но ведь будут - вижу день Москвы-2004 - в яме столики, компьютеры, и факс, и референтки. «Планируют вроде к Дню города сдать лодку. Но это неточно», - темнят электрики.

Будучи молодой, в трех морях гуляла субмарина - «лучший корабль 4-й Краснознаменной ордена Ушакова I степени эскадры подводных лодок по итогам 1986 г.». Соленый Atlantic ocean - как родной ей, урожденной горьковчанке, водоизмещающей 2000 тонн. А пришла в Химки - гальюны «в нерабочем состоянии». Нельзя сказать, что гальюн - сердце лодки, но и без него тяжело. Жители «Комсомольца» - электрики и четыре слесаря-монтажника (Женя Дуркин, Юра Любимцев, Денис Дергаев, Коля Лысенков) - ходят, когда надо, в теплые хладокомбинатовские туалеты. В том же здании, в столовой, нелегально обедают. Пятьдесят рублей - повар принесет, во-первых, борщ, во-вторых, макароны и что-нибудь третье. «Вазмите остри кечуп на падаконике», - скажет повар, подсчитав выручку. «Сейчас денег у нас мало осталось, - говорят электрики, пережевывая макароны. - А вначале зажигали немножко. В первый выходной с Кузьмичом в зоопарк ходили».

Электрики прибыли на лодку по зову души. Понимают, что творят историю - первую московскую подводную лодку. «Я приехал, чтобы высокий средний заработок сохранить для 13-й зарплаты», - рассказывает электрик Терентьев. «Кроме меня, больше некого было послать», - признается Федор Кузьмич. «Я от семьи устал», - накалывая мясо на вилку, режет правду дядя Вася. На Севмаше - час безвременья. «Руководство четвертый год не вылезает из Индии, контракт не могут подписать по «Горшкову», - вспоминают электрики за компотом. Индийская Республика хочет от нашей Федерации авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Горшков». «Параллельно» вроде покупают партию «МиГов-29К». Финансируют ремонт крейсера. Крейсер забирают бесплатно как площадку для «МиГов».

- Ко мне приходил инженер с крейсера. Принес чертеж. А у него там все в сантиметрах. Диаметр болта - 1,9. Это человек с высшим техническим образованием! - хохмит мастер Соколов.

В столовой воцаряются смех, веселье, кручение у виска. Работники в хорошем настроении уходят освещать лодку: мимо грузчиков, огибая баночки с икрой, орудуя зубочистками...

Слесари-монтажники приняли обед в лодке. Совместили пищеварительный процесс с несением вахты. На смотровой площадке - временный стол: стаканчики из-под «Роллтона», сахар, мобильник, «Спорт-экспресс». Начальник работ на ГУК «Подводная лодка-музей» Соколов едет к директору ГУК Искре А.И. с визитом. Слесари вздохнули свободнее. Закурили. Указали, куда поставят перископы и радиолокацию. Вчера проверяли понтоны на протечку. Лодка стоит на понтонах. Все сухо. Для открытия лодку перетащат чуть в сторону и на другой берег. Там, напротив Речного вокзала, оставят стоять. «Нам зачем такая лодка? - спрашивают себя северодвинские слесари. - У нас этих лодок в городе штук семьсот. И полгорода на заводе вкалывают. Даже неинтересно». Ясеневский аквапарк - вот это дело. Большая вода. «Мы же с деревни, - кокетничают слесари. - Скатывались там со всего, что есть. По тыще шестьсот потратили».

Когда возвращаются в общагу, слесарями интересуется московская милиция. Регистрации нет. Слесари показывают справки со штампом правительства Москвы. Милиция интересуется, как там лодка. Слесари говорят, что лодка - в надежных руках. «Нас льдом обхватило, и мы стоим теперь до весны».

Юрий САФРОНОВ, «Новая газета»