Корабельная сторона
Номер от 20 января 2004 г.

Морское «братство» до крови
Командир корабля был сильно пьян, а военное правосудие очень гуманным

Статус военнослужащего по контракту гарантирует человеку (независимо от занимаемой должности) право на жилье, передвижение, защиту чести и достоинства, а также обеспечение вещевым довольствием и продпайком.

АКТИЧЕСКИ военнослужащие, призванные в 2003 году и проходившие службу по контракту на одном из надводных кораблей Кольской флотилии, в течение нескольких месяцев не имели возможности даже сойти с корабля. Об обеспечении жильем, услугами банно-прачечного хозяйства речи вообще не шло. «Насладившись» такой службой, несколько военнослужащих решили досрочно уволиться в запас и подали командиру части рапорты о расторжении контракта. Ответа не последовало, и они продолжали служить.

Но в конце концов их терпение иссякло, и контрактники нашли другой способ уволиться: по дискредитирующим основаниям. Они самовольно оставили корабль и отправились в Мурманск, где «на полную катушку» отдыхали несколько дней. Один из них все же вернулся, даже не подозревая, что ему уготовил командир.

Командир корабля был сильно пьян, когда узнал о возвращении беглеца, но решил не откладывать воспитание на потом и сделал «внушение» с помощью дубинки. Множественные гематомы на теле подчиненного показались командиру слишком легким наказанием. Он приказал экипажу построиться, беглецу - на глазах у всех раздеться до нижнего белья, и стал наносить ему удары ножом по голове, рукам, телу. Когда из 20 поверхностных, неглубоких ран потекла кровь, «воспитатель» прижег порезы уксусной кислотой.

Затем командир предпринял все меры, чтобы о случившемся никто не узнал. Но о произволе капитан-лейтенанта уже на следующий день стало известно военной прокуратуре полярнинского гарнизона. Незамедлительно следственно-оперативная группа провела проверку и обнаружила пострадавшего со следами побоев и химических ожогов запертым в каюте. В тот же день потерпевшего освидетельствовали и госпитализировали. На следующий день по решению командующего флотилией командир был отстранен от должности, а военный прокурор немедленно возбудил уголовное дело. Меньше месяца длилось предварительное следствие. Военным судом офицер был признан виновным в совершении умышленного тяжкого преступления. И хотя санкция статьи предусматривает до 10 лет лишения свободы, суд счел возможным назначить обвиняемому наказание не только ниже низшего предела санкции статьи, но и не связанное с лишением свободы, а лишь с ограничением по военной службе сроком на 1 год без лишения права занимать руководящие должности. Тяжесть совершенного преступления, видимо, перевесили удивительно положительные характеристики, представленные в суде вышестоящим командованием, и многочисленные ходатайства о смягчении наказания подсудимому. Позже проверка показала, что офицер имел более 10 неснятых взысканий, в том числе и строгие выговоры. Тем не менее, после суда командир вернулся на свою должность. Потерпевший переведен в другую воинскую часть, где продолжил службу по контракту.

Евгения КУБЛИКОВА, Полярный