Корабельная сторона
Номер от 20 января 2004 г.

Заказы для Сибири
55 лет назад уникальные паромы решили строить на Севмаше

Точнее сказать, такую задачу поставил 23 января 1949-го Совет Министров СССР перед корабелами молотовского завода № 402, как тогда называлось предприятие.

В известной сегодня летописи Севмашпредприятия, изобилующей, на мой взгляд, серьезными пробелами и огрехами, железнодорожные паромы проекта 723 упоминаются буквально беглой строкой. Думается, это совершенно несправедливо. Хотя бы потому, что эти суда являлись для своего времени уникальными, а несколько работников завода за их создание удостоились Сталинской (ныне - Государственной) премии.

Паромы должны были обеспечить переправы через Обь и Енисей железнодорожной трассы, грандиозный проект которой задумывался и даже частично реализован в послевоенные, так называемые «сталинские времена». Стальная магистраль должна была соединить Воркутинский горно-промышленный район с таймырскими Дудинкой и Игаркой. На своем протяжении стальной путь должен был пересечь по мостам десятки рек и речушек. Однако строить мост через Обь и Енисей, где расстояния между берегами измерялись километрами, было бы слишком затратным. Здесь планировалось пустить железнодорожные паромы.

Проект (главный конструктор А.С. Рачков) был один - 723, модификаций две - 723-бис - для товарных вагонов, 723-у - для пассажирских составов. Паромы по своим размерам и многим техническим характеристикам превосходили обычные речные суда того времени, и хотя считались объектами речного регистра, имели вполне мореходные качества.

Вот только поработать по главному своему предназначению на акватории сибирских рек им не довелось. В самом конце 1952 года было принято решение о прекращении строительства упоминавшегося «трансарктического» железнодорожного пути. Паромы перевели на Черное море, где они некоторое время трудились на знаменитой керченской переправе.

Олег ХИМАНЫЧ