Корабельная сторона
Номер от 20 января 2004 г.

Гайдар еще матросом был
Сто лет со дня рождения этого легендарного советского писателя

Аркадию Гайдару, любимому писателю нескольких поколений, 22 января нынешнего года исполнилось бы сто лет. Прожив яркую, героическую, но короткую жизнь, писатель, фронтовой корреспондент «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар погиб на украинской земле в бою с фашистами, когда ему было всего тридцать семь лет.

В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ не было мальчишек и девчонок, не знавших «Дальних стран», «Военной тайны», «Голубой чашки», «Судьбы барабанщика», «Чука и Гека» и других замечательных гайдаровских книг. Знаменитая повесть «Тимур и его команда» породила огромное патриотическое движение. В стране действовали тысячи тимуровских команд.

В творческой биографии писателя есть и страницы, связанные с Архангельском, где он жил с ноября 1928 года до февраля 1930 года и работал вначале в губернской газете «Волна», затем - в краевой «Правде Севера». Здесь, на Севере, им создавалась «Школа», здесь были написаны многие фельетоны, очерки, статьи. Некоторые из газетных публикаций, такие, как «Рыбаки», «Шумит Мудьюга», «Табель о рангах», «Сорок вопросов», вошли

позднее в собрания его сочинений.

Память о легендарном писателе, журналисте, воине сохраняется не только благодаря его книгам. В Архангельске и Северодвинске есть улицы Гайдара, его имя носит областная детская библиотека. На доме, где жил Аркадий Петрович, установлена памятная доска. В издательстве «Правда Севера» среди имен погибших в годы Отечественной войны архангельских журналистов бронзой высечено его имя на мраморе. А рядом - снарядная гильза с землей, что взята с могилы писателя в Каневе.

Всем, кто знаком с творчеством некогда популярного северного писателя Евгения Коковина, наверняка известен рассказ «Хочу быть матросом». Напомню, что в нем образно и лаконично говорится об оказании помощи французскому лесовозу, севшему на камни вблизи Архангельска, и об участии в спасательных работах корреспондента «Правды Севера» Аркадия Гайдара.

Сюжет рассказа - не вымысел. Поводом для него послужили информации о спасении судна, опубликованные областной газетой в ноябре 1929 года, и архивные документы: командировочное удостоверение Гайдара, текст радиограммы в редакцию, написанный им на тетрадном листе латинскими буквами.

Правда, удивляло, почему Аркадий Петрович, побывав в этой командировке, ограничился всего лишь короткими телеграфными сообщениями. Вряд ли опытный журналист, каким к тому времени уже был Гайдар, став участником такого неординарного события на море, не воспользовался бы возможностью написать об этом более обстоятельно. Добраться до истины мне удалось в начале восьмидесятых с помощью следопытов из архангельского городского штаба школьников имени А.П. Гайдара. Ребята сумели разыскать семью капитана Вешнякова, руководившего работами по спасению лесовоза. Его вдова сохранила и подарила школьникам номер газеты «Вечерние телеграммы» за 30 ноября 1929 года. А в нем - гайдаровский очерк «Спасение «Саиды».

«Вечерние телеграммы», издание Северного краевого отделения Российского телеграфного агентства (РОСТА), выпускались в Архангельске непродолжительное время. Ни в областном архиве, ни в крупнейших библиотеках страны полного комплекта их нет. В основном в них публиковались сообщения РОСТА, ТАСС, различных иностранных агентств и специальных корреспондентов «Правды Севера» о политических событиях в стране и за рубежом. Почему очерк «Спасение «Саиды» попал на страницы «Вечерних телеграмм», а телеграммы Гайдара о спасательных работах печатались на страницах «Правды Севера», сказать трудно. Но бесспорно, что именно это обстоятельство стало первопричиной того, что очерк «Спасение «Саиды», который мы публикуем сегодня, не вошел ни в один том гайдаровских произведений, не был упомянут в библиографических перечнях и поэтому остался малоизвестным.

Происшествие с «Саидой» имело свое продолжение уже после отъезда Гайдара с Севера. Владелец судна - фирма «Саида Сосиэте», находившаяся в Париже, отказалась платить за спасательные работы, и пароход по решению суда стал собственностью Советского государства. После ремонта на архангельских верфях судно получило имя «Фабрициус» и в 1932 году было передано Черноморскому морскому пароходству, где успешно трудилось много лет.

Александр БУРЛОВ