Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Воскресенье, 16 декабря 2018 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 20 января 2004 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 20 января 2004 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Индия: ход слона

Версия для печатиОтправить статью другу
Это государство - очень важный для Москвы партнер в глобальном политическом масштабе

Важнейшим российским партнером (после Китая) в деле военно-технического сотрудничества является Индия. Хотя было бы правильнее сказать, что Индия - первый партнер в рамках именно сотрудничества и интеграции в производстве вооружений. В том числе и морского базирования.

МИНУВШИЙ год ознаменовался в нашем партнерстве рядом громких скандалов. Судя по заявлениям в СМИ, индийцы предъявляли претензии и едва ли не отказывались от закупок новых фрегатов проекта 1135.6, самолетов, танков. А продажа российской стороной авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» вообще вылилась в отдельную песнь песней. «Корабельная сторона» внимательно следила за перипетиями этих скользких моментов и знакомила с ними своих читателей. Сегодня же попробуем взглянуть на военно-техническое сотрудничество со страной священных коров в более глобальном масштабе. И при этом сошлемся на авторитет заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко. Более подробный анализ ситуации этот эксперт сделал в последнем номере журнала «Экспорт вооружений».

Что мы видим прежде всего. Индийские закупки российских вооружений, по мнению Константина Макиенко, отличаются следующими специфическими чертами:

- относительно низкая рентабельность контрактов, по неофициальной информации, в ряде случаев близкая к нулю, или становящаяся отрицательной по мере роста издержек и повышения курса рубля;

- высокие технологические требования, которые, не исключено, зачастую находятся на пределе современных возможностей российской промышленности, а также предполагают проведение большого объема НИОКР;

- большой срок выполнения программ, вплоть до 2012 г.;

- ярко выраженная склонность к заказам гибридных, интернациональных систем вооружений;

- практика приобретения лицензий на выпуск закупленной в России продукции на индийских заводах;

- лидерство среди импортеров российских ВВТ в области перехода от торгово-посреднической к кооперационно-воспроизводственной парадигме ВТС.

Эксперты указывают, что индийские заказы оказывают глубокое воздействие на институциональную структуру российского ОПК. Структурируются качественно новые корпоративные образования. Так Балтийская объединенная судостроительная компания (БОСК) образовалась в ходе строительства на Балтзаводе фрегатов проекта 1135.6. Но на этом дело не закончилось. Известно, что у Балтийского завода нет лицензии на прямую внешнеэкономическую деятельность в рамках военно-технического сотрудничества. Поэтому получалось, что построенные балтийцами фрегаты как бы оказывались без дальнейшего фирменного сопровождения их эксплуатации. К счастью, такая лицензия оказалась у северодвинского предприятия «Звездочка». Эту оборонную верфь индийцы хорошо знают по отремонтированным здесь подводным лодкам проекта 877ЭКМ. Сейчас «Звездочка» модернизирует третью лодку, причем уже с установкой специфического индийского оборудования, из-за чего сроки ремонта корабля пролонгируются, и ведет обслуживание ранее модернизированных. Кроме того, предприятие, специализировавшееся прежде на ремонте и утилизации атомных подводных лодок, освоило и ремонт крупных надводных кораблей. Летом 2003 года верфь передала Северному флоту отремонтированный эсминец «Бесстрашный» проекта 956Э. Между руководством предприятия, его специалистами и моряками Индии сложились добрые отношения, доверие и взаимопонимание. Все это и позволило Российскому агентству по судостроению принять решение по дальнейшему фирменному сопровождению балтийских фрегатов проекта 1135.6 в пользу северян.

Если сравнивать военно-техническое сотрудничество России и Индии с программами вооружения Китая, то невольно обращается внимание на то, что здесь такой тесной кооперации, такого корпоративного строительства не наблюдается. Вот и питерская «Северная верфь», исполнитель контрактов по эсминцам проектов 956Э и 956ЭМ, хотя и участвовала в реализации высокотехнологичных финансовых схем, проводившихся холдингом НПК, но, как отмечают наблюдатели, так и не стала полюсом консолидации хотя бы части судостроительной промышленности России. Кроме того, китайские, равно как и арабские, заказы очень привлекательные с коммерческой стороны, по мнению экспертов, фактически способствуют консервации существующих, часто весьма неоптимальных, промышленных структур. Тяжелые же, если можно так сказать, индийские контракты стимулируют менеджмент российских верфей к поиску неординарных решений, к активной работе с долговыми и инвестиционными финансовыми инструментами, поиску стратегического инвестора, а также новых контрактов, исполнение которых снижает высокие финансовые риски индийских заказов. И это еще не все.

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко предполагает, что благодаря весьма высоким технологическим запросам индийской стороны российская промышленность, хоть и не без труда, но создала наиболее сложные из имеющихся теперь в ее распоряжении видов вооружений, которые без этих заказов вообще нельзя было бы создать. Так, на базе проекта 1135.6 Российский флот надеется построить для себя, хотя бы головной корабль этого типа. Требования индийских заказчиков интегрировать западное и израильское оборудование также отчасти стимулируют НИОКР, а главное - способствуют аккумуляции ценного и абсолютно необходимого в условиях глобализации опыта международного сотрудничества.

Такой опыт российскому Судопрому крайне необходим. Развитие зарубежной конструкторской мысли не стоит на месте. И уже не очень известные ранее на оружейном рынке государства начинают предлагать свою продукцию, при этом очень гибко выстраивая свою ценовую и сервисную политику. Такие заманчивые предложения получала и Индия. Понятное дело, что от них нельзя было просто так отмахнуться. И вот результат.

В последние два-три года Индия подписала ряд крупных контрактов или начала переговоры о закупках дорогостоящих систем вооружения нероссийского производства. Мало того, после заключения в декабре 2000 - феврале 2001 годов соглашений по лицензионному производству некоторых видов военной техники индийские вооруженные силы взяли паузу в размещении новых заказов в России. Ряд экспертов, и эти опасения отчасти разделяет «Корабельная сторона», высказали озабоченность в связи с переориентацией Дели на новые источники вооружений, прежде всего Израиль и Францию.

Речь идет об израильском корабельном ЗРК «Barak». Его ближайший российский аналог - ЗРК «Клинок» - отличается большими габаритами. Работы по созданию отечественных малогабаритных корабельных ЗРАК «Пальма» и ЗРК «Полимент» еще не завершены.

На днях прошло сообщение о намерении Израиля поставлять для индийских стратегических атомных подводных лодок баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Впрочем, наблюдатели расценили это как утку. У Индии нет стратегических ПЛА. Их никто Индии не продаст. Однако возможности Израиля по созданию баллистических ракет морского базирования эксперты оценивают как достаточные.

Сюда же можно отнести заявленное намерение Дели купить шесть французских подводных лодок типа «Scorpene». При этом российское предложение лодок с воздухонезависимой энергоустановкой отсутствует. Даже в составе российского ВМФ нет таких кораблей. Впрочем, шансы у российских корабелов все же есть. Первенец проекта 677 обещают спустить в Санкт-Петербурге уже в текущем году. И теоретически можно подписать контракт на строительство экспортного варианта этого проекта, именуемого «Амуром», который, впрочем, обречен на непростую конкурентную борьбу с немецкими субмаринами проекта 212/214.

Следует также учитывать, что остается несколько крупных программ, в которых нашей стране альтернативы пока нет. Среди них прежде всего:

- продажа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и авиагруппы;

- вероятная поставка еще трех фрегатов проекта 1135.6 или близких к этому проекту кораблей;

- передача в лизинг или продажа одной-двух атомных подводных лодок, вероятнее всего проекта 971.

Индия - слишком важный для Москвы партнер, причем не только военно-технический или промышленный, но и гео- и военно-политический. Поэтому, как считает Константин Макиенко, сокращение ВТС с этой страной является абсолютно неприемлемым сценарием. Поэтому будут предприниматься меры для слома обозначившихся негативных тенденций. Прежде всего эти меры должны затрагивать сам российский ОПК и касаться более ответственного подхода к качеству поставляемых изделий и послепродажному обслуживанию. С другой стороны, давно назрела необходимость разработки комплексной программы агрессивного противодействия иностранным экспортерам ВВТ на индийском рынке, в том числе и с использованием политических методов воздействия.

Владимир ВОЛОДИН



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Добавить комментарий
Текст комментария (комментарии, содержащие ссылки с указанием www и http, не публикуются)
Автор
Email
Защита от спама
  
Содержание номера

Политика   У всех на устах  |
Мир   Индия: ход слона  |
Северодвинск   «Тигру» Севмаша - 10 лет  |
Россия   SOS прошлой недели  |  У матросов есть вопросы  |  Нырнуть в голубую бездну  |  Гонки по курсу «ноль»  |  Речной богатырь «Козьма Минин»  |  Морские тайны в журнале «Север»  |  Морское «братство» до крови  |  А был ли «Gull»?  |  Антипартийные ледоколы  |  Заказы для Сибири  |  Спасение «Саиды»  |  Во всем обвинили лосося  |  Награждать надо смолоду  |  Новости из портов  |  Информация с верфей  |  Военное обозрение  |  На морских широтах  |  Гарантии сохранятся  |  У Котласа свой адмирал Кузнецов  |  Столичного юриста избили неизвестные  |  Гидромет пророчит холода  |  «Аргунь» возьмет курс на Родину  |  Тест на стенде «Арктики»  |  Что всплыло, когда утонула К-159?  |  Мышьяк в Белом море  |  В жаркой Африке и под арестом  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |  Главком на борту «Кузнецова»  |  Скромный новострой России  |  На границе волны ходят хмуро  |
Общество   Черная икра под акцизом  |  «Бронзовый» улов рыбака  |  Смерть в день рождения  |  Гайдар еще матросом был  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2004
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com