Корабельная сторона
Номер от 20 января 2004 г.

На границе волны ходят хмуро
Между Норвегией и Россией зреет конфликт. На сей раз экологический

Как стало известно из официальных сообщений норвежской прессы, правительство Норвегии планирует в течение ближайших двух лет пробурить на дне Баренцева моря три нефтяные скважины. Российские экологи обеспокоены этой ситуацией, хотя, с точки зрения норвежцев, их опасения не вполне обоснованы.

В ПЕРВУЮ очередь в связи с тем, что Норвегия издавна считается страной, обладающей экологически чистыми технологиями. Недовольство же России норвежцы отчасти объясняют естественной конкуренцией: в этом же районе моря русские также намерены добывать нефть. Несмотря на то что объемы добычи нефти в Норвегии и России в целом несопоставимы, у норвежцев намного больше опыта в работе на шельфе, поскольку они уже давно осваивают подобные месторождения в Северном море. Теперь же, когда объемы добычи в этом европейском регионе стали уменьшаться, они всерьез заинтересовались перспективами шельфов в приграничных с Россией районах.

Опасность с запада

Российские экологи в связи с этим пугают общественность возможной экологической катастрофой в Арктике, а политики уже опасаются проблем с пограничной зоной. И хотя российские нефтяники заявляют, что не боятся конкуренции, нельзя не отметить, что Россия совсем недавно принялась даже не за освоение, а только лишь за поисковые работы в Баренцевом море.

Впрочем, это признают и в ряде российских компаний. Сейчас в восточной части Баренцева моря ведется подготовительный этап по добыче нефти. В частности, организуется инфраструктура, строится первая морская ледостойкая платформа, а главное, внимание специалистов приковано не к приграничным районам, а к Приразломному месторождению. В разработку морских ресурсов та же «Роснефть» планирует инвестировать 1 миллиард долларов. По прогнозам, непосредственная добыча Россией нефти в Баренцевом море начнется только в 2005 году.

Но русские экологи протестуют и против вторжения норвежцев, и вообще против разработки нефтегазовых ресурсов в Баренцевом море. Почему? По их мнению, это может создать опасную ситуацию в водах Западной Арктики, ведь именно здесь планируется проложить трассы танкерам на линии Мурманск - Хьюстон.

Политические страсти

Есть и чисто политический момент. Оказывается, норвежско-российская граница в Баренцевом море все еще не делимитирована. На языке дипломатов это означает, что граница до конца не согласована и ее разделительная черта не узаконена международным актом. В связи с этим и в прошлые годы возникали споры между представительствами норвежских и российских рыбопромысловых организаций. Возможные разногласия нефтяников вполне могут быть острее. Правда, по заявлению представителей той же «Роснефти», россияне к этому вопросу относятся спокойно. «Если МИД скажет, что мы не должны переходить ту или иную границу, мы переходить ее не будем. Пока таких проблем у нас не было, и с экологами у нас трений тоже не возникало».

В чем же тогда опасность? В том, что возможна ситуация, когда одна из стран, начав разведку на своей акватории, впоследствии может перенести ее и в чужую. А это реальный международный конфликт.

Не надо бежать впереди паровоза

Нужно признать, что среди значительной части специалистов нефтяной отрасли нашей страны вообще существует мнение о том, что для России экономически целесообразней разрабатывать запасы нефти на материке, скажем в Восточной Сибири, и не переносить более дорогостоящие работы на шельф. Россия, по их заключению, пока не освоила технологию добычи нефти и газа в море, тогда как разработка месторождений на материковой суше много ниже по себестоимости и уже в ближайшей перспективе способна принести реальную прибыль. Хотя ресурсы не только Баренцева, но и других северных морей (Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Карское), несомненно, перспективный и потенциально прибыльный источник для разработки и добычи нефти.

Аргументом против «морского варианта» добычи могут быть и последствия возможных технических аварий. Известно, что с точки зрения техногенного воздействия на экологическую систему и ее восстанавливаемости в случае аварии и нанесения вреда человеку технология добычи нефти на шельфе на несколько порядков опаснее. Дополнительными факторами здесь выступают агрессивная окружающая среда и трудности эвакуации персонала в случае неизбежных катастроф.

В новейшей истории известны случаи аварий на морских платформах, повлекших не только гибель большого числа людей, но и региональные экологические катастрофы. Что касается разработок в Баренцевом море, необходимо отметить, что здесь экологический ущерб может быть нанесен населению и экосистемам сразу нескольких государств: России, Финляндии, Норвегии, ведь мощный Гольфстрим способен разнести опасные последствия аварии на сотни, если не тысячи, километров, и потому появляется вероятность гибели представителей флоры и фауны на больших пространствах Арктики.

Олег АНДРЕЕВ (По материалам печати)