Корабельная сторона
Номер от 20 января 2004 г.

Что всплыло, когда утонула К-159?
В Североморске проходит судебный процесс по факту гибели подлодки К-159. Сообщаем подробности

Предыстория события такова. Атомная подводная лодка К-159 Северного флота затонула в ночь на 30 августа во время ее буксировки с ВМБ Гремиха на судоремонтный завод СРЗ-10.

ЗДЕСЬ лодку, выведенную из состава действующих еще в 1989 году, должны были утилизировать. Во время буксировки К-159 удерживали на плаву четыре понтона. На борту корабля находились 10 моряков, которые обязаны были следить за живучестью субмарины. Лодку в связке с понтонами вел буксир СБ-406. Близ острова Кильдин тросы, соединяющие К-159 с понтонами, оборвались. Тогда командир АПЛ капитан второго ранга Сергей Лаппа связался с руководителем операции и доложил о поступлении воды в восьмой отсек. Экипажу было приказано срочно покинуть судно, а по Северному флоту была объявлена тревога.

Однако спасти людей и лодку не удалось - корабль быстро пошел ко дну. На поверхности были обнаружены тела двоих подводников, которые погибли от переохлаждения. Еще одного - Максима Цибульского - подняли на борт спасательного судна «Алтай» живым.

Статья 293 УК РФ

Буквально за несколько дней до начала процесса было заявлено, что подсудимым по данному делу является адмирал Геннадий Сучков, отстраненный после аварии от должности командующего Северным флотом. Ранее называлось имя другого офицера - капитана II ранга Сергея Жемчужнова, непосредственно руководившего буксировкой.

Суд проходит под председательством полковника юстиции кандидата юридических наук Игоря Крупнова. Слушания проходят в закрытом режиме, так как сведения, имеющиеся в деле, по мнению юристов, содержат государственную тайну. Само уголовное дело состоит из 21 тома, и его рассмотрение, вероятно, займет не меньше месяца.

Первый день заседания был посвящен организационным вопросам. Тогда же стало известно, что в ходе процесса будут допрошены 85 свидетелей, причем семь из них были вызваны дополнительно, после предварительных слушаний по делу, которые состоялись 25 декабря.

Со стороны обвинения в суде выступает первый заместитель главного военного прокурора России генерал-лейтенант юстиции Анатолий Пономаренко. По его мнению, Г.Сучков допустил действия, подпадающие под статью 293 Уголовного кодекса РФ «Халатность, повлекшая смерть одного и более людей». Адмиралу грозит лишение свободы на срок до пяти лет. В качестве потерпевших на слушаниях присутствуют члены семей погибших моряков. Интересы обвиняемого защищает адвокат Владимир Черкасов.

Помимо Сучкова, по делу о затонувшей лодке проходит и уже упоминавшийся командир соединения подводных лодок, дислоцирующегося в Гремихе, - Сергей Жемчужнов. Выяснилось, что в отношении него также возбуждено уголовное дело, но по статье 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения». Следствие здесь еще не завершено, и когда оно будет передано в суд, пока не известно.

Позиция главкома

Уже на второй день процесса в суд был приглашен для дачи свидетельских показаний главнокомандующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов. Для многих это стало неожиданностью.

По мнению Куроедова, ответственность Сучкова заключается в том, что он как командующий флотом «не проверил готовность лодки к буксировке и ее организацию». По убеждению главкома, «избежать трагедии было можно, если бы каждый на своем месте, от командира буксировки до командующего флотом, выполнил все требования и инструкции. Причина в элементарном невыполнении тех требований, которые заложены в нормативных и технических требованиях по буксировке».

Куроедов сообщил, что еще за 12 часов до потопления

К-159 руководство флота получило информацию об ухудшении погоды, но никто не придал этому значения, тогда как подобная буксировка может проводиться со скоростью только до трех узлов. Караван с К-159 продолжал идти со скоростью 4,5 узла. По этому поводу эмоциональный главком даже позволил себе следующее высказывание: «Северный флот опять наступил на те же грабли, которые были в 2000 году», намекая на то, что командование СФ не сделало должных выводов из катастрофы АПЛ «Курск».

«Что-то не клеится...»

По заявлению военных юристов, судебное заседание проходит в закрытом режиме по причине того, что ряд сведений представляет государственную тайну. Однако уже существует мнение, что дело здесь в ином: «у прокуратуры что-то не клеится». Приверженцы этой точки зрения также считают неправомерным, что уже в первый день трагедии, то есть до заключения следователей, главком ВМФ Куроедов публично назвал причины трагедии, а министр обороны Сергей Иванов, «видимо, не оправившийся еще от гибели двух боевых вертолетов на Дальнем Востоке», поспешил поддержать адмирала Куроедова. Адвокат адмирала Сучкова полагает, что прокуроры пока «не представили ни одного доказательства вины его подзащитного». О сбоях в работе прокуроров говорит и то, что суд уже удовлетворил два ходатайства защиты из трех и признал два протокола допроса адмирала «полученными незаконно».

С другой стороны, некоторые из близких к командованию ВМФ офицеров не находят в обвинении главкомом Куроедовым адмирала Сучкова личных мотивов: командующий Северным флотом, как выясняется, являлся протеже главкома и всегда был у него на хорошем счету. По их мнению, прокуратура будет отстаивать честь своего мундира, и это чревато тем, что рассмотрение дела затянется на месяцы.

И еще одна новость «с душком скандала»: главная военная прокуратура России расценила как попытку давления на суд некоторые комментарии и высказывания в СМИ участников судебного процесса. В руководстве прокуратуры подчеркивают, что рассмотрение этого дела в «закрытом режиме» проходит на основании судебного решения. Поэтому выступления некоторых участников процесса в газетах и на телевидении «могут быть расценены как граничащие с нарушением закона попытки давления на суд».

Александр ПУТНИКОВ (по материалам печати)