Корабельная сторона
Номер от 12 января 2004 г.

Земснаряд горбушу не пугает
Сотрудники Северодвинской инспекции подводят итоги работы за год

Бывает так, что по отдельно взятому, сравнительно небольшому участку можно судить и об определенных общих тенденциях. Попробуем сделать это в беседе с сотрудниками северодвинской межрайонной государственной инспекции рыбоохраны.

- ЗИМЫ в этом году толковой еще не было, лед только-только устанавливается, - говорит начальник инспекции Михаил Корельский. - Значит, ни нам, ни рыбакам на острова дельты Северной Двины не попасть. Промысел наваги обычно ведем с 7 ноября - в этом году открыли с середины декабря. С другой стороны, семги в этом году было мало. Словом, выловить в установленные правилами сроки необходимое количество рыбы не удалось. Нам приходилось ходатайствовать о продлении разрешений.

Конкретизирует особенности уходящего года ихтиолог Галина Севастьянова. По ее словам, впервые за весь период наблюдений на участке Лебедин совершенно нет улова сельди, несмотря на поставленные 56 неводов; а ведь Галина Васильевна хорошо помнит годы, когда рыбу оттуда буквально не успевали вывозить. Возможно, на ситуацию влияют активные дноуглубительные работы поблизости, на акватории Севмашпредприятия, предположила специалист: это и шумы, и неизбежное загрязнение воды. Общий вылов сельди сократился втрое за десять лет; семги добывали в свое время до 20 тонн - в этом году лишь три тонны. Впрочем, год на год не приходится. Вот горбуши в 2003-м добыли 6 тонн - это на уровне лучших показателей; удовлетворителен и вылов наваги. Однако в общем суммарный промышленный лов в районе, контролируемом Северодвинской инспекцией, за последнее десятилетие сократился с 414 до 220 тонн. Колхоз «Беломор», в свое время рыболовецкий, теперь добывает только морского зверя и водоросли...

Невеселые данные статистики пытаюсь разбавить сведениями занимательными. Спрашиваю Михаила Ильича об остросюжетном: вон как гоняются за браконьерами на Каспии или на Дальнем Востоке, до бомбежек с воздуха доходит! Начальник инспекции улыбается: ничего такого не припомнит. Народ на Севере совсем другой, наверное. Если и возникают конфликты с подвыпившими рыбаками, то всегда можно решить вопрос мирно. Каких-то особо масштабных случаев браконьерства нет. Уголовных дел в этом году не возбуждали. Нарушений, наказываемых административно, несколько больше, чем раньше, но тоже немного. Наверное, оказывает воздействие новый административный кодекс с более строгими наказаниями - штраф при первом задержании составляет уже 500 рублей (для сравнения: стоимость лицензии на ловлю в дельте Двины или на озере Мураканском - 50 рублей в сутки, в Двине - до 120 рублей). Есть, конечно, исключения из правил. Неделю назад в одном из рейдов на том же Мураканском застали троих северодвинцев, сетями ловивших сига, тогда как промысел разрешен лишь с 15 января...

В рейды, кстати, рыбинспекторы - а их в Северодвинске всего шесть - ездят постоянно. В предновогодье, правда, мешала опять-таки неустойчивая ледовая обстановка. Но оснащение позволяет делать самые дальние вылазки: есть и снегоходы, и лодки, и рации, и спутниковый телефон. Словом, работы у Михаила Корельского с товарищами хватает - но работать можно. И нужно.

Алексей ЯНИН