Корабельная сторона
Номер от 12 января 2004 г.

Пока Севмаш отстает от графика
Журнал «Нефть и капитал» о планах освоения месторождения «Приразломное»

Истек срок работы над соглашением о разделе продукции (СРП) по проекту разработки Приразломного месторождения, инвестором которого, как известно, выступает ЗАО «Севморнефтегаз». Напомним, что это предприятие было создано «Росшельфом» и «Пурнефтегазом» - дочерними компаниями «Газпрома» и «Роснефти».

И ХОТЯ получилось так, что СРП не подписали вовремя, можно сказать, процесс работы над ним уже практически завершен. По текущим прогнозам, соглашение вступит в силу в первом квартале 2004 года. Как сообщает журнал «Нефть и капитал», текст уже готов и находится на рассмотрении комиссии правительства России, возглавляемой зампредом правительства Виктором Христенко. Своей позитивной динамикой проект во многом обязан «Роснефти», которая вошла в него два года назад. Госкомпания к тому же нашла способ объединить «Приразломный проект» с другими проектами своих дочерних предприятий в части обеспечения транспортировки нефти.

И все же плановый срок начала добычи на Приразломном - конец 2005 года - находится под угрозой. По информации журнала, Севмаш пока отстает от графика строительства морской платформы. На заводе идет сооружение только основания платформы (кессона). Верхнее строение, требующее модернизации, «Роснефть» в прошлом году приобрела за рубежом. «Севморнефтегаз» планирует форсировать этот процесс посредством привлечения к строительству субподрядчиков, которым будет передано выполнение части задач Севмаша. По состоянию на ноябрь 2003 года из четырех суперблоков кессона практически готовы два. Ведется подготовка к началу строительства третьего. Судьба четвертого суперблока неизвестна. По утверждению «Нефти и капитала», возможно, и его сооружение будет передано субподрядчику.

Верхняя часть платформы установлена на рабочее место для проведения реконструкции. После того как эти работы будут закончены, а также построены и собраны четыре суперблока кессона, начнется монтаж платформы.

Следующий этап - заполнение кессона твердым балластом. По информации журнала, эту операцию предполагается выполнить в бухте Сосновая Кольского полуострова. По оценкам специалистов, она может занять от 3 до 7 месяцев.

Далее Севмашу предстоит установить платформу на месторождении. Для доставки ее из акватории Северодвинска в море потребуется обеспечить выходной канал шириной 200 метров, глубиной 12 метров и протяженностью 4 километра.

Таким образом, фронт работ у строителей платформы сегодня очень большой. Поэтому не исключено, что срок начала добычи на Приразломном придется переносить на более поздний срок.

Затраты на сооружение платформы превышают 800 млн долларов, что составляет более половины всех затрат по проекту. Иными словами, судьба «Приразломного» месторождения сегодня напрямую связана с деятельностью «Севморнефтегаза» и Севмаша. Но есть и обратная связь: судьба того же Севмаша напрямую зависит от успехов в освоении месторождения.

Андрей ЗИМИН