Корабельная сторона
Номер от 23 декабря 2003 г.

Эта стремительная «Золотая рыбка»
Сорок лет тому назад состоялась закладка одного из уникальных кораблей, построенных на Севмаше

Ровно через год после спуска на воду первенца отечественного подводного флота - атомохода «Ленинский комсомол» (пр. 627), в декабре 1959 года, вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании новой скоростной АПЛ, с титановым корпусом и оснащенной крылатыми ракетами, стартующими из-под воды. Разработка проекта 661 (такой шифр получил проект) была поручена ЦКБ16 - «Волна». Главным конструктором проекта стал начальник ЦКБ Н.Н. Исанин (позже его сменил Н.Ф. Шульженко).

ОФИЦИАЛЬНАЯ церемония закладки АПЛ прошла 28 декабря 1963 года в главном пролете экспериментального стапельного цеха Севмаша.

Но, прежде чем осуществилось это событие, потребовалось два с лишним года тяжелого напряженного труда. Титановый сплав в судостроении внедрялся впервые. Для получения сварных конструкций нужного качества он требовал применения необычных технологических приемов. Так, например, сварочный ас Владимир Красильников более года тренировался и отрабатывал технологию сварки на опытных образцах. «Его величество» титан требовал особой культуры производства. На участке, изготовляющем опытные конструкции, стали работать в одежде светлых тонов, наводили идеальную чистоту, в помещениях расхаживали в белых тапочках. А чистоту сварных соединений проверяли белоснежными салфетками.

Проблемы возникали во всем. Повышенное содержание водорода в сварных соединениях потребовало выполнить колоссальную работу по лечению так называемой водородной болезни. В США, например, по этой причине надолго было приостановлено применение титана в ответственных конструкциях.

Задача вооружения АПЛ крылатыми ракетами с подводным стартом здесь решалась тоже впервые в мире. К тому времени в составе ВМФ уже были подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. Но все они могли стрелять только в надводном положении.

Строительство корабля шло медленно, трудно. Приходилось неоднократно переделывать готовые конструкции, неся колоссальные затраты. Случались и людские потери. Так, при производстве сварочных работ в среде инертных газов в одной из цистерн задохнулись пятеро рабочих. Высокая степень новизны и сложность проекта обусловили длительность его создания. В результате АПЛ, получившая тактический номер К-162, сошла на воду лишь 21 декабря 1968 года. Кто-то из острословов из-за высокой стоимости назвал ее «Золотой рыбкой».

Ответственным сдатчиком

К-162 стал Кузьма Палкин. Сдаточным механиком - Эдуард Леонов. По завершении швартовных испытаний лодка в середине декабря уже следующего года вышла на заводские и государственные испытания. Приемный акт был подписан буквально под «елочку» - 31 декабря.

В ходе испытаний при 80-процентной мощности энергетической установки лодка показала ошеломляющую скорость - 42 узла вместо тридцати восьми, предусмотренных спецификацией. Госкомиссия в состоянии эйфории прямо с моря направила Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу шифрограмму: «Докладываем, Голубая лента скорости в руках советских подводников».

В январе К-162 была передана в боевой состав Краснознаменного Северного флота под командование капитана первого ранга Юрия Голубкова.

Еще в период постройки этой АПЛ решили, что после передачи ее флоту будет проведена опытная эксплуатация для проверки идей, заложенных конструкторами в проекте. За время опытной эксплуатации лодка совершила 11 выходов в море для отработки задач. Провела одну автономку, длившуюся три месяца. На испытаниях корабль продемонстрировал высокие маневренные качества. Выполняя проверку скорости на мерной миле, АПЛ в подводном положении при стопроцентной мощности достигла скорости 44,7 узла (83 км/час). Это мировой рекорд, который вряд ли будет превзойден в обозримом будущем. При таких скоростях хода обнаружились явления, до сих пор не отмечавшиеся. Гидродинамический шум от потоков воды напоминал шум самолета.

При отработке нового образца оружия - крылатых ракет «Аметист» - произведено два залпа с интервалом в три минуты, по пять ракет в каждом залпе. Одновременный пуск всех десяти ракет проектом не предусмотрен. По мнению специалистов, это является крупным тактическим недостатком.

После завершения опытной эксплуатации К-162 прошла ремонт на Севмаше и в 1974 году была окончательно сдана флоту.

В марте 1989 года «Золотая рыбка» исключена из состава ВМФ и с тех пор простаивает у причала Севмаша с невыгруженной активной зоной.

Это был замечательный корабль. Упомяну лишь некоторые из основных характеристик «заказа № 501»: водоизмещение нормальное - 5200 т., длина наибольшая - 107 м, ширина - 11,5 м, глубина погружения - 400 м, скорость надводная - 16 уз., подводная - 42 уз., экипаж - 80 человек. Тепловая мощность одного борта ядерной энергетической установки - 177 Мвт. Суммарная мощность двух ГТЗА - 80000 л.с.

В качестве основного оружия предусмотрено 10 крылатых ракет «Аметист», размещенных в контейнерах вне прочного корпуса (главный конструктор ракетной и космической техники - В.Н. Челомей).

Весьма оригинальна конструкция прочного корпуса: носовая часть его состоит из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Расположены они друг над другом так, что в сечении представляют как бы восьмерку. Верхний цилиндр - первый отсек, а нижний - второй.

Начиная с четвертого отсека, к которому примыкает восьмерка, уже идет корпус цилиндрической формы диаметром 9 м. Всего отсеков - девять.

Первоначально предполагалось, что после постройки головной (опытной) субмарины последует закладка еще 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались. Это объясняется значительными технологическими трудностями, длительностью строительства столь уникального корабля. Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность, а также ряд тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта (главный конструктор ЦКБ «Лазурит» В. П. Воробьев).

Рождение же АПЛ проекта 661 имеет громадное значение для страны. Прежде всего - строительство этой лодки дало толчок к мощному развитию металлургической промышленности для получения материалов из титановых сплавов. Лодка представляла своеобразную лабораторию, осваивалась технология применения новых материалов, в натурных условиях осуществлялась отработка нового оружия и вооружения. Многое из того, что было создано для этой АПЛ, в дальнейшем использовали на новых кораблях других проектов.

Четырнадцать лет «Золотая рыбка» ожидает утилизации. Очень жаль. Ее законное право - быть музеем истории советского подводного судостроения. Сегодня даже вологодский губернатор говорит о возможности создания такого музея в Вологде. А в Северодвинске - колыбели атомного флота России - создать такой музей, как говорится, сам Бог велел.

27 декабря в профсоюзной библиотеке Севмаша на ул. Карла Маркса, 26, состоится заседание клуба «Корабел». Ответственный сдатчик этого уникального атомохода Кузьма Палкин поделится воспоминаниями о строительстве и сдаче этого корабля.

Александр РЫБНИКОВ