Корабельная сторона
Номер от 23 декабря 2003 г.

Высокий престиж моряка
Он чувствуется и в Беломорской ВМБ, и в Северодвинске

Заместитель командира Беломорской ВМБ по воспитательной работе капитан I ранга Максим Ратников принял дела от предшественника три месяца назад. Это его первое интервью в новой должности.

МАКСИМ ВАЛЕНТИНОВИЧ из потомственных военных. На флот пришел, отслужив в Воздушно-десантных войсках. Окончил Львовское военно-политическое училище. Служил на Балтике. Первая должность - инструктор в базовом матросском клубе. Настойчиво добивался направления на корабли. Сначала был эскадренный миноносец «Спешный», потом малые ракетные корабли, большая подводная лодка. После окончания Гуманитарной академии Вооруженных сил, вновь вернулся на должность заместителя командира подводной лодки. Следующие должности: заместитель начальника отделения воспитательной работы дивизии, заместитель командира бригады охраны водного района, заместитель начальника отдела управления воспитательной работы ВМФ в Москве.

- Максим Валентинович, ваши первые впечатления от службы в Беломорской базе, вам есть с чем сравнивать...

- В первую очередь я бы отметил высокий уровень решения кадровых вопросов. Соединение полностью укомплектовано, большинство военнослужащих относятся к своим обязанностям добросовестно. Чувствуется высокий престиж военной службы и в городе. Доброе слово хочу сказать о комитете солдатских матерей Северодвинска. Это действительно та организация, на которую можно опереться. Такой же комитет есть и в Санкт-Петербурге, но, должен сказать, занимается он совершено иными вопросами, извините за прямоту - как солдату или матросу нарушить закон или призывнику уклониться от воинской службы.

- К слову, существует точка зрения, что уже одним фактом своего существования комитет солдатских матерей вмешивается в деятельность Вооруженных сил.

- При правильных взаимоотношениях с этой общественной организацией можно извлечь только пользу для Вооруженных сил. К северодвинскому комитету солдатских матерей это относится. Бывает, если в воинском коллективе среди срочников возникают проблемы, слова женщин, матерей, у которых, кстати, тоже сыновья служат, молодыми ребятами воспринимаются совсем по-другому, с большим доверием, я бы сказал. Знаю случаи, когда именно женщины сыграли большую роль в оздоровление отношений.

- Осенний призыв завершается. Что можно сказать о нем?

- Ребята, скажем так, в большинстве приходят хорошие. Жаловаться приходится лишь на то, что с каждым годом падает образовательный уровень призывников, хотя это объективная реальность, с этим приходится считаться. Растет процент тех, кто до призыва нигде не работал. Не всегда это вызвано нежеланием трудиться. В глубинке действительно порой некуда устроиться, тем более приобрести специальность. Порой офицерам помимо навыков обращения с техникой приходится давать ребятам и элементарные знания по физике, математике, истории.

- Максим Валентинович, а каков сегодня уровень воинской дисциплины в соединении?

- Скажу откровенно, есть снижение уровня воинских преступлений, но есть и то, что вызывает тревогу. К сожалению, в этом году в базе были совершены и тяжкие преступления. Специфика нашего соединения такова, что здесь много сменного состава, поскольку постоянно приходят на ремонт корабли. Как правило, не лучшие люди направляются в ремонтную бригаду, экипажи формируются, переформировываются, в результате складывается нездоровая обстановка.

- По-вашему, сыграл ли здесь роль упрощенный порядок наказания военнослужащих, например отмена содержания на гауптвахте?

- Да, он сказался отрицательным образом. Мое мнение подтвердит каждый офицер. Отсутствие наказания всегда порождает вседозволенность. Если раньше с матросом, который совершил грубый проступок, изначально проводилась воспитательная работа и только потом к нему могли быть применены статьи Дисциплинарного устава, и уже в качестве крайней меры - содержание на гауптвахте, то сегодня эта схема уже не работает. Реальность такова, что иные взыскания сегодня зачастую уже не имеют такого воздействия.

- На флоте начался новый учебный год. Какие задачи боевой подготовки поставлены?

- В целом, задачи ничем не отличаются от тех, что выполнялись ранее: поддержание оперативного режима в зоне ответственности базы, освоение новых образцов техники и вооружения, модернизация кораблей, подводных лодок. Этому уделяет пристальное внимание все руководство, начиная от командира базы до командующего флотом. Эти задачи ставим и перед моряками срочной службы. Но мы всегда помним еще и о том, что все моряки должны живыми, здоровыми вернуться домой.

- Представляется важным вопрос о шефских связях. Как складываются взаимоотношения с шефами на кораблях, лодках, в частях соединения?

- Шефство организовано хорошо практически во всех частях и на всех кораблях соединения. Особо хочу отметить шефов из Татарстана и Вельского района. К слову, сейчас поднят вопрос о присвоении одному из наших кораблей названия «Вельск». Вообще, когда люди приезжают, дарят подарки, то моряки, чье денежное довольствие оставляет желать лучшего, конечно, понимают, что о них помнят.

Мы же со своей стороны будем взаимодействовать с образовательными учреждениями города по патриотическому воспитанию ребят, и не только в школах. К примеру, в ближайших наших планах посещение одной из детских колоний. Ансамбль Дома офицеров «Северное сияние» выступит там с концертом. Насколько я понял из разговора с начальником ГУИН Архангельска, дети в колонии забыты, никто из артистов их давно не посещал.

Иными словами, нам есть над чем подумать, чтобы выполнить программу президента по патриотическому воспитанию молодежи.

Роман КОТЛЯРОВ