Корабельная сторона
Номер от 16 декабря 2003 г.

Куда делись миллионы?
Средства, предназначенные на утилизацию атомных подлодок, тратились не по назначению

С 1999 года государственным заказчиком-координатором работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок является Министерство по атомной энергии (Минатом). В течение трех лет было утилизировано 43 атомные лодки. Ранее, когда утилизация находилась в ведении Минобороны, темпы утилизации составляли в среднем 3 корабля в год. Такой бодрый ход утилизации давал повод к оптимизму. Однако не все так гладко, как это может показаться.

У Счетной палаты возникли претензии к тому, как она ведется. Так, в своем отчете о проверке представители Счетной палаты сообщили о «фактах нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 118,7 млн рублей и неэффективного их использования на сумму 117,9 млн рублей». Кроме того, в недавнем сообщении «Беллуна Web» со ссылкой на информацию той же Счетной палаты указывается, что Минатом, оказывается, не имел права тратить значительную часть выделенных на утилизацию средств на финансирование работ по переработке отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) на предприятии «Маяк» в Челябинской области.

Представители Счетной палаты видят причину нарушений со стороны Минатома в отсутствии утвержденной федеральной целевой программы. Обстоятельства сложились так, что Минатом руководствовался документом собственного сочинения, так называемой «Концепцией комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками». Этот документ был согласован с рядом министерств и утвержден бывшим министром по атомной энергии Евгением Адамовым. В нем присутствовал принцип реализации «замкнутого» цикла, в котором отработавшее ядерное топливо перерабатывается для повторного использования: ОЯТ с утилизируемых АПЛ и надводных кораблей отправлялось поездами практически через всю страну на комбинат «Маяк». Как отмечают составители отчета Счетной палаты, «упомянутый принцип реализации «замкнутого» цикла переработки ОЯТ предопределил действующую транспортно-технологическую схему и в целом затратный механизм утилизации ОЯТ». Выяснилось, что до 30 процентов средств федерального бюджета, предназначенных на комплексную утилизацию, отвлекаются на транспортировку и переработку отработавшего ядерного топлива, когда нормативными правовыми актами переработка ОЯТ к утилизации АПЛ не отнесена. Всего на «неприоритетные работы» уходит около 70 процентов средств. Кроме этого, деньги тратятся еще и на поддержание живучести подлодок, находящихся в отстое, в том числе гражданскими экипажами, на обеспечение безопасности радиационно опасных объектов, а на выполнение приоритетных работ по выгрузке ОЯТ и утилизацию приходится лишь треть средств. К слову, всего в 2002 году на утилизацию подлодок из федерального бюджета было выделено 1864 млн рублей.

Материалы отчета стали темой заседания коллегии Счетной палаты в середине октября. В нем участвовали не только глава палаты Сергей Степашин и аудиторы, но и представитель Минатома. Коллегия пришла к выводу, что «в России отсутствует государственная концепция комплексной утилизации атомных подводных лодок». Было заявлено, что ее отсутствие «зачастую открывает возможность для отвлечения средств на решение неприоритетных задач, нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств».

На заседании также было заявлено о высокой степени разукомплектованности атомных лодок, которые ВМФ передает предприятиям на утилизацию. Бывает, что их вес составляет всего 15 процентов от проектного по цветным и черным металлам и более 50 процентов по драгоценным. При этом представители территориальных органов Минимущества России утверждают акты приемки без замечаний, а представители Минатома в приемке АПЛ вообще не участвуют. Достоверный учет выхода продуктов утилизации в Минатоме и на предприятиях не ведется.

В отчете упоминается случай, когда Минатом потратил 67,9 млн рублей плюс ещё почти столько же, вырученных с продажи металлолома АПЛ, на утилизацию на северодвинском заводе «Звездочка» атомной подводной лодки проекта 667Б. Но западные «доноры» обычно платят за утилизацию такой же ракетной лодки всего 10 млн долларов. Такое странное положение вещей в отчете констатируется, но никак не комментируется.

Кроме того, в отчете прямо указывается, что Минатом и Россудостроение, в ведении которого находятся предприятия-исполнители работ, не осуществляют контроль за распределением средств безвозмездной международной помощи. Так, предприятие «Звездочка» использовало часть помощи (примерно 75 млн рублей), выделенной на строительство берегового комплекса выгрузки ОЯТ, «на решение задач, не связанных со строительством данного объекта».

В качестве ещё одного примера неэффективного расходования средств безвозмездной международной помощи можно назвать полный провал сроков по проекту «Мурманская инициатива-РФ». Целью этого трехстороннего проекта США, Норвегии и России было увеличение объемов переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Выделялось 5 миллионов долларов на строительство установки по переработке ЖРО. Она должна была начать работать еще в 2000 году, однако сроки её пуска неодно-кратно отодвигались, и на сегодня она так и не введена в эксплуатацию.

Правительственное постановление от 15 сентября 2003 года обязывает Минатом к 1 мая 2004 года подготовить новую программу утилизации АПЛ, которая должна стать частью федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооруженной и военной техники на 2004-2010 годы». При этом государственным заказчиком-координатором всей федеральной программы станет Министерство экономического развития, а Минатом будет теперь заказчиком только той её части, что касается атомных лодок.

Андрей ЗИМИН