Корабельная сторона
Номер от 8 декабря 2003 г.

Пироги с треской и пикшей будут...
а вот мойву ловить запретили, и что делать с крабом, не знают

В Санкт-Петербурге прошла очередная, 32-я сессия смешанной российско-норвежской комиссии. Обсуждались очень важные вопросы: определение допустимых объемов вылова морских биоресурсов в Баренцевом и Норвежском морях (ОДУ) и меры регулирования промысла. И, как и в прошлом году, на заседание не были приглашены представители рыбопромышленников Северо-Запада.

ОТ СЕССИИ ждали иных результатов. Если в прежние годы о дате и месте проведения СРНК было известно заранее, среди участников были представители каждой рыбодобывающей области региона, вырабатывалась позиция российской делегации по основным вопросам работы сессии, то теперь картина иная. Как отмечает вице-президент консорциума «Мурманский траловый флот» Владимир Бондаренко, создается впечатление, что российские рыбаки работают для управленца, и чиновники уверены, что и сами знают, что тем нужно.

Каковы же основные итоги? ОДУ на треску увеличен по сравнению с прошлым годом на 71 тыс. тонн и составил 506 тысяч. Для России это 212,6 тыс. тонн (больше на 29 тыс.). Объемы вылова пикши также увеличены. Теперь для России, Норвегии и третьих стран он равен 130 тыс. тонн, для россиян - 57 тыс. 500 т (больше почти на 14 тыс.). Плохо то, что из российской квоты на треску на научные и управленческие цели выделено 18 тыс. тонн, почти столько же, сколько и в этом году. А согласно Концепции развития рыбного хозяйства, утвержденной правительством РФ 2 сентября этого года, объемы квот на научно-исследовательские цели предполагается уменьшить на величину квот, которые осваиваются традиционно. Науку, по мнению представителя Союза рыбопромышленников Севера, необходимо финансировать за счет государства, а не выделять ей часть промышленной квоты, тем более что введена плата на все виды ресурсов.

Закрыт вопрос по вылову мойвы. Если в прошлом году ОДУ составлял 310 тыс. тонн, то теперь промысел мойвы запрещен. Непонятен результат и по прибрежной треске. Около 30 лет квота Норвегии и России по ней была в 40 тыс. тонн каждой стране. В этом году объемы уменьшились в два раза. Заместитель мурманского губернатора Вячеслав Зиланов такое решение руководителя нашей делегации заместителя председателя Госкомитета Анатолия Макоедова считает сверхабсурдным. Оно противоречит провозглашенному правительством России в Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года стремлению развития прибрежного рыболовства.

Осталась неразрешенной ситуация с крабом. У нас все еще не открыта его добыча по промышленной квоте, она ведется только по научной, не определена величина его прилова. Если бы попавшего в трал краба не выбрасывали за борт, а продавали, то можно было бы увеличить доходы на миллионы долларов. Квоты для Норвегии на 2004 год увеличены с 200 до 280 тысяч экземпляров, а для России уменьшены с 600 до 500 тысяч. Не все ясно с коммерческим обловом. Аргументированных же писем в Госкомрыболовстве от рыбодобытчиков об открытии добычи краба немало.

Словом, не все итоги работы комиссии удовлетворяют рыбаков. В середине декабря в Москве состоится распределение долей квот между пользователями, затем «пирог» будут делить в областях. Необходимо узнать точные цифры до конца года, чтобы суда траловых флотов и рыбаков-колхозников могли выйти на промысел уже в первой декаде января.

Кира АБРАМЦЕВА