Корабельная сторона
Номер от 8 декабря 2003 г.

«Дипломатия канонерок»
Украина намерена достроить «Украину»

Украина в 2004 году выделит из государственного бюджета 20 миллионов гривен на завершение строительства ракетного крейсера «Украина».

ЮЖНОМУ соседу России захотелось поиграть в «дипломатию канонерок». Как заявил президент Украины Леонид Кучма, Тузла сплотила украинскую нацию независимо от языка, вероисповедания. Украинцам захотелось сильного флота, чтоб не хуже, чем у Турции. Политиков самостийной озаботило обострение ситуации в Керченском проливе, и, по их мнению, крейсер «Украина» должен быть обязательно достроен.

- Выход крейсера в Черное море существенным образом изменит соотношение сил в регионе, - считает депутат Верховной рады Юрий Ехануров. - На Черном море корабли подобного класса есть только у России, и то более старые.

Правда, «старые-старые», а именно эти корабли сегодня практически являются, если не считать «Петра Великого» со товарищи, флагманами отечественного ВМФ и в нынешнем году эффективно продемонстрировали Андреевский флаг в различных уголках Мирового океана. И как показала та же практика, не обремененному финансами российскому флоту тем не менее уже по силам снаряжать такие корабли в дальние походы. Вот украинцы и обзавидничались: как это «москали» находят деньги на флот, а Украина не может. Тем более что есть в государстве почти готовый «пароходик». По сообщению генерального директора Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара Валерия Агафонова, на сегодняшний день техническая готовность крейсера «Украина» оценивается в 96 процентов. По его словам, выделение средств на достройку позволит «вывести крейсер на ход».

Крейсер «Украина» относится к кораблям проекта 1164. По отечественной классификации они обозначаются как тип «Слава». Завод имени 61 коммунара в советские времена построил три крейсера такого класса. «Москва» входит в состав Черноморского флота России, «Маршал Устинов» базируется в Североморске, «Варяг» - во Владивостоке. Все они являются единственными газотурбинными крейсерами нашего флота. Из-за мощного ударного оружия на борту получили прозвище «убийцы авианосцев». И прозвище свое они получили не зря. На борту каждого имеется по 16 ракет «Базальт». Кроме того, крейсера вооружены пусковыми установками зенитных комплексов «Форт» и «Оса», орудиями калибра 130 мм, торпедными аппаратами. На борту имеется вертолет. Полное водоизмещение составляет 11280 тонн. Длина корабля 187 метров, ширина 20,8 метра. Скорость - до 32 узлов. Дальность плавания экономическим ходом более 8000 миль. Экипаж 610 человек.

Надо заметить, что «Украина» была заложена в 1986 году и спущена на воду в августе 1990 года. Тогда крейсер назывался «Адмирал Лобов». В октябре 1993 года он перешел в собственность Украины. Стало быть, для усиления украинской военно-морской мощи рукой подать. Тогда можно будет разговаривать с Москвой совсем другими словами. Эта пьянительная мысль начала овладевать умами украинского истеблишмента. Вот уже с инициативой выступил депутат Валентин Ландык. Он заявил, что выделит 500000 долларов на достройку крейсера. По мнению ряда украинских наблюдателей, инициатива Ландыка может сослужить хорошую службу. Если еще три десятка парламентариев скинутся по полумиллиону, то достроить корабль будет реально. При этом обращается внимание, что среди нынешнего депутатского состава Верховной рады более 300 миллионеров.

Всеобщее воодушевление несколько охладили высказывания части экспертов. Получается, что крейсер «Украина» не подходит для тактических и стратегических задач военно-морских сил Украины, поскольку он создавался для того, чтобы действовать на океанских театрах боевых действий, и предназначен для уничтожения вражеских авианосцев. Кроме того, основное вооружение крейсера производится в России. Но даже будь «Украина» укомплектована оружием, она все равно не смогла бы своим присутствием разрулить ситуацию в Керченском проливе. Дело в том, что на вооружение Новороссийской бригады береговой обороны поступила батарея новейшей российской артиллерийской системы. Батарея одним залпом, как говорится, с первого выстрела может если не уничтожить, то надолго вывести из строя любой крупный корабль. Поэтому кажущиеся заманчивыми перспективы «дипломатии канонерок» испаряются, как бредовые миражи.

Нельзя сбрасывать со счетов и достаточно бедственное положение украинских ВМС. Главнокомандующий ВМС Украины контр-адмирал Игорь Князь отмечает, что в целом бюджетные потребности флота удовлетворяются лишь на 58-60 процентов. «Мы понимаем, что боевые корабли, которые входят в состав украинских ВМС, были построены в 1970-1990-е годы, а спроектированы они были значительно раньше, а те комплексы вооружения, которыми они оснащены, в значительной мере являются морально и физически устаревшими, и это не может не сказываться на состоянии боевой готовности кораблей». По словам контр-адмирала, учитывая то, что со временем на ремонт и содержание кораблей придется тратить намного больше средств, чем можно будет получить эффект от выполнения задач этими кораблями, руководство флота приходит к выводу, что некоторые корабли и суда уже необходимо исключать из состава ВМС.

Выход из создавшегося положения прагматики на Украине видят в создании мобильного, малочисленного, профессионального, оснащенного новейшими образцами вооружения и военной техники, постоянно готового к выполнению всего спектра возложенных на него задач флота. Одновременно главком ВМС Украины Игорь Князь заявил о необходимости «работать над созданием отечественного корабля». По его мнению, настала пора создания переходного проекта корабля, оснащения его исключительно украинским вооружением.

Как видим, среди военных перспектива достройки «Украины» не вызывает оптимизма. Но для чего тогда Украина собирается достраивать крейсер? Вспомним, еще в 2001 году правительство Москвы предлагало федеральному правительству купить корабль для Черноморского флота России. Для него даже имя новое придумали - «Санкт-Петербург». В ответ, как рассказал «Интерфакс», президент России Владимир Путин заметил: «Мы не против, но главкомат не согласен». По мнению командования Военно-Морского Флота РФ, крейсер «Украина» устарел, поэтому целесообразнее направить средства на строительство нового, более современного корабля. Так сделка и не состоялась.

Позднее Украина пыталась продать корабль Китаю. Но и здесь договор не был подписан. Позднее было заявлено, что крейсер продадут любому дружескому Украине государству. Но кому он без российских ракет нужен. Вот и осталось достраивать «Украину» для собственных представительских целей. Тем не менее отдельные наблюдатели полагают, что судьба крейсера окончательно еще не решена.

Владимир ВОЛОДИН