Корабельная сторона
Номер от 8 декабря 2003 г.

Ледокол стоит «на товсь»
Крепкого льда еще нет. Но экипаж «Капитана Чадаева» готов к бою

В Архангельске уже состоялось первое заседание штаба ледовых операций. Основным вопросом на нем стало обеспечение проводки судов.

ЕСТЬ РЕШЕНИЕ, что нынешней зимой Мурманское морское пароходство направит в помощь Архангельску один из своих мощных дизельных ледоколов. В отличие от прошлогодней зимней навигации, он будет работать в Белом море, включая Двинский залив, два месяца.

На акватории же порта проводкой судов будет заниматься целая флотилия ледоколов, включая самый мощный - «Диксон» и те, что машинами послабже: «Капитан Евдокимов», «Капитан Косолапов» и «Капитан Чадаев».

Последний мы застали в режиме готовности у причала объединенного Морского и речного вокзала. Капитан Валерий Владимирович Витковский, гостеприимно пригласивший нас на борт, подробно рассказал о своем корабле и небольшую историю появления его в Архангельске.

«Капитан Чадаев» был построен на финских верфях «Вяртсиля» в серии так называемых мелкосидящих ледоколов, которым изначально предназначалось работать в устьях сибирских рек. Впоследствии жизнь внесла свои коррективы, и сегодня эти достаточно мощные корабли с энергетикой свыше 6 тысяч сил оказались во флотах нескольких пароходств и не всегда близких к морям.

Так, «Капитан Чадаев», прежде чем оказаться в Архангельске, несколько лет трудился на Волге, будучи приписанным к Тольятти. К слову, от Валерия Владимировича мы услышали немало любопытных подробностей об особенностях речных навигаций ледокола и о его работе в северной части Каспия.

На Северной Двине «Капитан Чадаев» уже третий год: ледокол теперь в собственности Архангельского морского порта. Большинство членов экипажа - северяне, хотя «ключевыми фигурами», такими, как капитан, главный механик, электромеханик, по-прежнему являются волжане, приведшие корабль на Север. Валерий Владимирович откровенно признался - первую навигацию работать морякам было очень сложно: новый бассейн, незнакомые особенности и самое главное - ледокол на тот час уже долгое время эксплуатировался без профилактических ремонтов, но все же и корабль, и люди тогда отработали без замечаний.

Сегодня ледокол прошел полноценный ремонт, причем качество его капитан оценивает очень высоко. Мы же в свою очередь отметили особый порядок и чистоту на борту «Капитана Чадаева», и к тому же немало удивились, узнав о возрасте корабля - 25 лет! А вывод из всего сделали один: не только капитан и боцман, но и весь экипаж старательно бережет свой ледокол, которому в скором времени вновь предстоит воевать со льдами.

Было бы непростительно для репортера не напроситься в рейс на «Капитане Чадаеве». Тут и выяснилось, что капитан против присутствия «Корабельной стороны» на борту ледокола ничего не имеет. Ловим на слове, Валерий Владимирович!

Ходовой мостик корабля спроектирован так, что с него открывается широкий обзор, очень важное качество для несущих здесь вахту. А пока прямо по носу нам открылась панорама неохотно замерзающей Северной Двины. По последним прогнозам гидрологов, в Белом море транспортные суда смогут ходить самостоятельно до начала января, а в акватории порта - примерно до середины декабря.

Олег ХИМАНЫЧ