Корабельная сторона
Номер от 2 декабря 2003 г.

Я верю в будущее города корабелов
Владимир Крупчак о Северодвинске и проблемах ГРЦАС

- Владимир Ярославович, мы знаем вас как человека, чья деятельность тесно связана с лесопромышленным комплексом Архангельской области. А насколько вам знаком город корабелов - Северодвинск, его главные предприятия?

- Неверно представлять дело так, будто, кроме Новодвинска, ЦБК, проблем лесопромышленного комплекса, меня ничего не интересует. Конечно, я не специалист-кораблестроитель, возможно, не знаю каких-то флотских нюансов, но представление о главных северодвинских предприятиях все же имею. Мне известно, что город, а вместе с ним и главный его завод еще до войны изначально строился как главная наша военно-морская верфь на Севере. Уже тогда ему предназначалась роль города, работающего на оборону страны. Знаю, что до последнего времени Севмаш являлся крупнейшим судостроительным предприятием если не мира, то Европы точно. И то, что ни одна верфь не построила такого количества атомных подлодок, причем некоторые из них даже сегодня не имеют аналогов в мировом кораблестроении, это мне известно.

Жить в Архангельской области и не знать, чем живет Северодвинск, чем занято большинство его тружеников, для образованного человека, тем паче бизнесмена, просто невозможно, ведь и в финансово-экономическом положении нашего региона у предприятий ГРЦАС особая, далеко не последняя роль.

Но самое главное, я знаю, что интеллектуальный и рабочий потенциал Северодвинска сегодня используется явно недостаточно.

- Могли бы вы пояснить эту мысль?

- Отвечу очень коротко. Труженики, которые владеют такими высокими технологиями и профессиональным мастерством, не должны сидеть без работы и получать столь низкую зарплату. Я интересовался величиной среднего заработка на предприятиях ГРЦАС. По моему разумению, она должна быть на порядок, а то и на два выше.

- В чем же причина такого положения и в чем вы видите решение проблем?

- Начну с оборонного заказа, которым, собственно, долгие годы жили предприятия ГРЦАС. Сегодня он мал. Похоже, это начинают понимать и руководители страны. В последние два года обозначилась тенденция к его увеличению. Хочу надеяться, это не единовременная кампания, а выверенная и тщательно просчитанная политика. Однако поймите правильно: возврата к прежним количественным объемам оборонного заказа уже не будет: у страны нет такой необходимости. Как мне видится, для Военно-Морского Флота должны строиться такие корабли, которые способны обеспечить нашу безопасность и наше политическое присутствие в Мировом океане не своим количеством, а эффективностью своего вооружения. Пример тому атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий», который построен на Севмаше.

Но, и это хочу подчеркнуть особо, не надо видеть в Северодвинске город-монстр, который способен строить только военные корабли или создавать только вооружения. Предприятиям ГРЦАС по силам и торговый, и специализированный флот для мирных целей. Например, перед Россией уже остро стоит проблема обновления ледокольного флота. Ледоколы - сложные и дорогостоящие корабли, но строить их Северодвинск способен. Тем более - танкеры и траулеры. Искренне радуюсь успехам северодвинской «Звездочки», которая доказала, что может возрождать наш промысловый флот. Особая речь о морском нефтегазовом направлении, которое уже осваивают северодвинцы, имею в виду создание ледостойкой буровой платформы «Приразломная» и самоподъемной буровой «Арктическая» - уникальные сооружения, за которыми действительно большое будущее.

В целом, и я об этом уже говорил, главные предприятия Северодвинска при правильно организованной интеграции могут стать тем локомотивом, который поможет вывести всю экономику нашего края из затяжного кризиса.

Однако нужно понимать: любое масштабное начало требует таких же масштабных инвестиций, а они так просто не даются. Ни из бюджета, ни из частного банка. Северодвинск - это город федерального уровня. Его проблемы нужно решать и в парламенте, и в правительстве, и вместе с президентом. Иными словами, чтобы обеспечить перспективу главным предприятиям Северодвинска, необходима постоянная, кропотливая и профессиональная работа по многим направлениям.

- Видеть их вам помогает ваш опыт организатора одного из крупнейших и эффективно работающих производств Архангельской области?

- Не только. Теперь я обязан видеть эти направления как человек, решивший стать депутатом Госдумы, от Северодвинска в том числе. В случае своего избрания я же должен радеть и за ГРЦАС. Здесь я надеюсь, нет, даже уверен, что найду взаимопонимание с руководителями главных его предприятий.

- Владимир Ярославович, ваши пожелания северодвинцам...

- Эти дни на Севмаше очень напряженный период. Его труженикам желаю успешной сдачи АПЛ «Юрий Долгорукий» и дальнейшего продвижения на строительстве «Приразломной». И то и другое необходимо новой России и перспективно для самого предприятия. А вообще, военным морякам - традиционных семи футов под килем, а корабелам Севмаша, «Звездочки», «Арктики» и «Полярной звезды» - всегда полного портфеля заказов, которые обеспечат им достойную зарплату. Я верю, что у Северодвинска есть будущее.