Корабельная сторона
Номер от 25 ноября 2003 г.

Битва конструкторов
На рынке подводного кораблестроения разворачиваются баталии

Перспективы

Понятно, что покупателей очень интересуют новые разработки по анаэробным пропульсивным системам. Единственным препятствием может стать только цена. Скажем, на мировом рынке цена ДЭПЛ колеблется от 130 до 290 миллионов долларов за единицу. В то время как каждая немецкая лодка типа 212 обойдется уже почти в 400 миллионов долларов. Соотносимые цены и у французов. Лишь российский судострой сегодня может предложить корабли по более низким ценам. В то же время нельзя принимать во внимание только ценовой критерий. По расчетам специалистов ЦНИИ им. А.Н. Крылова, подводная автономность субмарин с ЭХГ на 450 процентов превышает дальность подводного хода обычных лодок. Да и по боевой эффективности последние более чем вдвое превосходят традиционные аналоги. По этому показателю, как замечают эксперты, субмарины с анаэробными пропульсивными системами все же уступают атомоходам, особенно в океанской зоне. Но в ближней морской зоне по критерию «стоимость-эффективность» лодки с ВНЭУ уже «обходят» ядерные субмарины. Кроме того, сейчас ведется разработка электрохимических генераторов третьего поколения, которые появятся после 2010 года. По словам генерального директора Специального конструкторского бюро котлостроения Владимира Зинина и главного конструктора СКБК Вениамина Авакова, эти энергоустановки из вспомогательных перейдут в разряд единых всережимных двигателей, полностью обеспечивающих как подводный, так и надводный ход во всем диапазоне нагрузок. Они позволят увеличить подводную автономность до 60-90 суток, то есть по своим характеристикам в максимальной степени приблизят подводные лодки с такими двигателями к атомоходам.

Николай СМИРНОВ По материалам открытых источников