Корабельная сторона
Номер от 17 ноября 2003 г.

Битва конструкторов

Французский вариант

Французы не могли остаться в стороне от разработок новых установок. Кораблестроители этого государства строят свои планы по экспорту подлодок. Они не могли так просто отдать рынок конкурентам. Поэтому французское управление военного кораблестроения разработало оригинальную систему типа MESMA. Это паротурбинная установка замкнутого цикла. Она прошла всесторонние стендовые испытания и готова к запуску в серию. Однако французский флот оказался консервативным и не решился сразу же заказывать субмарины с такими двигателями. Пусть, дескать, другие начнут, а мы посмотрим, что из этого получится.

Вот и получилось, что первую серийную энергоустановку MESMA предполагалось установить на третьей подводной лодке типа «Агоста-90Б», которая по французским чертежам и с использованием французских комплектующих должна быть построена на судоверфи в Карачи для пакистанских ВМС. У новой «Агосты», по сравнению с прототипом - лодкой «Агоста-70», дальность подводного хода увеличится в 3-5 раз.

Пакистан даже заявил, что готов строить субмарины типа «Агоста-90Б» на экспорт. Тем не менее французское управление военного кораблестроения совместно с испанской судостроительной фирмой «Базан» разработало проект другой подводной лодки, типа «Скорпен», на которой предусматривается размещение системы MESMA.

Две такие лодки даже были заказаны ВМС Чили. Правительство Испании заявило о намерении приобрести четыре аналогичные субмарины для своего флота. Но тут оказалось, что французская новинка, мягко говоря, дороговата, а сам проект сыроват. Поэтому охота выкладывать большие деньги за новый проект у партнеров Франции как-то отпала.

В 1998 году, когда немцы закладывали свою U-31, представители Франции провели переговоры со шведским «Кокумсом» о создании совместного предприятия по проектированию перспективной лодки. Ее предполагалось предложить на рынок после 2010 года. Но немцы и тут их опередили: слиянием «Ховальдтсверке Дойче верфт» с «Кокумс», похоже, пресекли это намерение. Эксперты считают, что, несмотря на агрессивную французскую кампанию по рекламе двигателей MESMA, французской фирме вряд ли стоит рассчитывать на большой успех. Немецкий проект 214 оказался более законченным и более дешевым.

Впрочем, ради справедливости надо заметить, что немецкие неатомные подводные лодки всегда считались одними из самых лучших в мире. Достаточно сказать, что первые послевоенные советские и американские ДЭПЛ океанской зоны были слизаны с одного немецкого проекта. Построенные лодки десятилетиями успешно несли службу.

Российский козырь

Тридцать лет назад ЦКБ «Лазурит», научно-производственные объединения «Квант» и «Криогенмаш» приступили к созданию для подводных лодок пропульсивных систем с электрохимическими генераторами. Подлодку С-273 проекта 613 переоборудовали по проекту 613Э «Катран». Если обычные подлодки 613-го проекта на двух-узловой скорости без подзарядки батарей могли находиться под водой фактически в течение четырех суток, то при использовании ЭХГ этот срок возрастал до месяца.

Второе направление разработок советских конструкторов касалось дизелей, работающих по замкнутому циклу. Таких в СССР было сконструировано несколько моделей. Советский ВМФ стал единственным в мире, для которого в 50-е годы серийно строились подлодки проекта А 615 с едиными двигателями. Единые двигатели позволяли лодкам использовать дизели в подводном положении, увеличивали дальность подводного хода. Однако эти пропульсивные системы прославились повышенной пожароопасностью, что приводило к авариям и катастрофам.

С 1978 года головным разработчиком пропульсивных систем с электрохимическими генераторами стало Специальное конструкторское бюро котлостроения. СКБК обратилось к опыту Уральского электрохимического комбината и НПО «Энергия» по созданию электрохимических генераторов для космических аппаратов. Это позволило резко уменьшить массо-габаритные характеристики разработанного к тому времени двигателя «Кристалл-20». В нем, так же как и в энергоустановке С-273, используются кислород и водород. Но водород хранится не в емкости, а находится в связанном виде - в интерметаллидном соединении (сплав металла в соединении с водородом).

В СКБК создаются ЭХГ второго поколения - «Кристалл-27» и «Кристалл-273», которые могут устанавливаться в качестве вспомогательных на российских дизель-электрических подводных лодках проекта 677 и их экспортной модификации «Амур-1650». По расчетам, «Кристалл-273» позволит увеличить подводную автономность лодок типа «Амур» на 15-45 суток.

Разработчик этих подлодок - ЦКБ МТ «Рубин» - совместно с ракетно-космической корпорацией «Энергия» создает еще одну систему и предлагает варианты оснащения анаэробными установками субмарин более ранней постройки, проектов 877ЭКМ и 636, путем врезки в корпус при модернизации дополнительного отсека с ЭХГ.

ЦКБ «Лазурит» создало проекты торпедных и торпедно-ракетных подлодок с воздухонезависимыми установками водоизмещением от 1000 до 4000 тонн. Целое семейство лодок «Кронверк» водоизмещением от 150 до 2000 тонн разработано СПМБМ «Малахит».

Как видим, заделы российской конструкторской мысли впечатляющи. А главное, у моряков уже есть практический опыт эксплуатации анаэробных установок. Все это может стать большим плюсом в деле продвижения отечественных кораблей на мировой рынок. Наиболее перспективным для России с точки зрения экспорта неатомных подводных лодок является регион Юго-Восточной Азии. Тамошние власти также проявляют интерес к российской технике. Однако не все проходит гладко. Вот что рассказывает о малайзийском проекте генеральный конструктор ЦКБ МТ «Рубин» Юрий Кормилицын: «Мы многократно показывали «Амур» малайзийским военно-морским силам и министерству обороны. Практически мы выиграли технический тендер, но Малайзия при принятии окончательного решения в большей степени руководствовалась политическим выбором. В итоге ВМС Малайзии закупили французские подлодки «Скорпен». Но я считаю, что наша лодка не хуже, а может быть, даже лучше любой другой, в том числе и «Скорпена», но в данном случае решение было принято не в нашу пользу. Тем не менее мы будем продолжать бороться за рынок других стран ЮВА».

К таким можно отнести Вьетнам, Таиланд, Сингапур и Филиппины. По данным российских маркетологов, общая потребность стран Юго-Восточной Азии в период до 2010 года в закупке кораблей различного класса составит 312 единиц. Россией уже построено 48 подводных лодок класса «Кило», а будет построено еще не менее 55.

Эксперты отмечают, что в программах развития ряда стран Юго-Востока наметилась новая тенденция, направленная на создание национальных подводных флотов. По мнению российских экспертов, чтобы наиболее эффективно использовать этот фактор, который может привести к «разогреву» рынка подводных лодок, целесообразно предлагать в едином пакете не только поставку дизель-электрических подводных лодок, но и создание соответствующей береговой инфраструктуры по их эксплуатации и обучение личного состава.

Николай СМИРНОВ. По материалам открытых источников