Корабельная сторона
Номер от 17 ноября 2003 г.

Новая профессия «Прокатчика»
У старейшего в России Архангельского морского порта будет свой корабль-музей

Хотя, конечно, справедливее было бы сказать кораблик-музей, если иметь в виду его размеры. Старый портовый буксир «Прокатчик», который решено переоборудовать в плавучий музей, относительно небольшое судно.

А ВОТ сама идея и планы по его переустройству потребовали от архангельского энтузиаста и знатока флотской истории Сергея Васильевича Терентьева усилий немалых.

А ведь и в самом деле, идея хороша. Старейший порт России давным-давно заслужил, чтобы летопись его будней в несколько веков была бы отражена в экспозициях своего, так сказать, ведомственного музея, и мысль о том, что такой может расположиться не в здании на берегу, а в помещениях судна, служившего порту много лет, нужно признать смелой и оригинальной.

Несколько слов о «Прокатчике», который сегодня в ожидании переоборудования стоит у причала Бакарицы. Это портовый буксир 730-го проекта с паровой машиной. «Прокатчик» был построен еще в 1957 году в большой серии подобных судов, в которых очень нуждались советские морские порты. К слову, на акватории Северодвинска трудились в свое время два аналогичных буксира, которых наверняка помнят ветераны Севмашпредприятия, - «Ломоносов» и «Молотовец», позднее переименованный в «Северодвинца». В Архангельске же у «Прокатчика» было несколько «собратьев», которым дали имена по названиям пролетарских профессий: «Сталевар», «Сверловщик», «Рудокоп», «Молотобоец», «Сварщик»...

Важно сказать, что идея Сергея Васильевича Терентьева встретила понимание не только у генерального директора порта Владимира Николаевича Титова, но и у других членов Ассоциации транспортников Архангельска.

В последние годы своей трудовой биографии «Прокатчик» уже использовался не по основному своему, буксирному назначению: служил и лоцманским судном, и сборщиком льяльных вод, и вот, когда, что называется, «вышли все Регистры» и пароход можно было бы «пустить на иголки», Сергей Васильевич и задался вопросом: а не сменить ли старому трудяге свою профессию? К тому же, как выяснилось, большинство механизмов и, самое главное, паровая машина буксира находятся в исправном (!) состоянии.

Основное переоборудование решено закончить к началу новой навигации. Хотя еще предстоит решить вопрос с проектом перестройки судна, часть работ уже проведена. В Лайском доке, например, «Прокатчику» полностью очистили и на два раза покрасили подводную часть корпуса. У судна заварены кингстоны, снят винт, оно освидетельствовано по классу Р, то есть как «стоечное судно».

Мы побывали на Бакарице, не только полюбовались статным внешним видом будущего музея, но и спустились в его машинное отделение, где переборки, трапы, трубы все еще хранят запахи перегретого пара, мазута и смазки. А главное, убедились, что экскурсантам здесь и в самом деле будет на что посмотреть: и в машинном отделении, и на капитанском мостике, и в жилых помещениях команды. К тому же в планах Сергея Васильевича еще и «расширение» помещений буксира под музейные экспозиции. Дело в том, что в свое время в кормовой и носовой частях судна были установлены дополнительные цистерны, которые, если возвращать первоначальный облик «Прокатчику», можно убрать.

Олег ХИМАНЫЧ