Корабельная сторона
Номер от 11 ноября 2003 г.

Где бараны, где бананы...
«Слышал, что при спуске судов на воду используется бараний жир. Но, по-моему, это очень расточительно с экономической точки зрения».Станислав ВАВИЛОВ

Суда, спускаемые со стапелей на воду, действительно, должны были скользить на специальных «салазках» по спусковым дорожкам. Такой спуск специалисты обычно называли гравитационным, и, к слову, задержка судна на стапеле при этом считалась плохой приметой. Для уменьшения силы трения при спуске применялась так называемая насалка, и когда-то для ее изготовления использовали как конопляное масло, «зеленое мыло», так и бараний или же говяжий жир. Для этой же цели в некоторых странах с жарким климатом дорожки спускового устройства даже покрывали... слоем бананов.

Однако, вы совершенно правы, использование такого рода «пищевых насалок» очень дорого. Именно поэтому они использовались только в старину и только для спуска на воду судов небольшого водоизмещения. Сейчас используются различного рода смеси из непищевых жиров, мыльные, минеральные и парафино-вазелиновые насалки, а также щиты из антифрикционных пластмасс, укрепляемые на дорожках. Но это тоже становится редкостью. Самое большое применение находят такие спуски, когда используются транспортные тележки для вывода судна на воду или же специальные доки.