Корабельная сторона
Номер от 11 ноября 2003 г.

Айсберги поставят на учет
Дизель-электроход «Михаил Сомов» вернулся из тяжелого рейса

На прошлой неделе судно ошвартовалось у причала грузового района Бакарица. Снабженческий рейс, который совершал «Михаил Сомов» на трассе Севморпути, выдался не из легких.

ЕГО «ПОТЕРТАЯ» носовая часть, в ржавых разводьях выше мощного форштевня, свидетельствовала о том, что на отдельных участках дизель-электроход вынужден был идти «на усах» - в жесткой связке с кормой линейного ледокола.

Последний рейс для экипажа ознаменовался двумя небольшими, но радостными событиями, что называется, из личной жизни. Во-первых, у капитана Юрия Алексеевича Настеко 8 октября родилась дочь. Судно в это время стояло под разгрузкой на рейде полярной станции Сабетта. В связи с этим возникло даже «предложение» назвать новорожденную соответственно - Сабеттой. И второе - свой 49-й день рождения в рейсе встретил старпом Анатолий Илларионович Рычихин. К слову, именно он приветливо встретил нас на борту дизель-электрохода и рассказал и о последнем плавании, и о ближайших перспективах.

- Если не пойдем «считать айсберги», - сказал Анатолий Илларионович, - тогда, вероятнее всего, судно станет в ремонт. По крайней мере, постановка в док «Михаилу Сомову» необходима.

Здесь надо пояснить, что фраза «считать айсберги» хоть и звучит несколько необычно и даже поэтически, но обозначает довольно прозаическую работу ученых-гидрологов по контролю за перемещением крупных ледовых образований в океане. Не следует забывать, что «Михаил Сомов» эксплуатируется российским Гидрометом не только в качестве транспорта-снабженца усиленного ледового класса, но по-прежнему является еще и научно-исследовательским судном.

Между тем, по словам старпома, последние годы крупные айсберги по воле течений и ветров стали появляться не только в северной части Баренцева моря. Последний раз такого великана «Михаил Сомов» обнаружил довольно близко к материку - на 71-м градусе северной широты. Представьте себе - 480 метров длиной, 270 шириной и с осадкой в 70 метров! И объемы плавающего острова, и скорость его дрейфа - четыре километра в час - впечатлили тогда даже бывалых моряков. Похоже, у северной службы безопасности мореплавания теперь появляется еще одна забота - не допустить повторения истории с «Титаником».

Олег ХИМАНЫЧ