Корабельная сторона
Номер от 4 ноября 2003 г.

Ирония судьбы, или «Систер-шип»
«Систер-шип» - так звучит по-английски название совершенно одинаковых судов одной серии - в переводе суда-сестры. Оправившись после войны, наше правительство заказало финским судостроителям большую серию пароходов-лесовозов типа «Двиналес».

Суда оказались удачными, понравились не только нам, их стали заказывать многие иностранные компании, занимавшиеся лесными перевозками.

H А ОДНОМ из таких лесовозов капитаном ходил мой хороший знакомый Александр Н., грамотный моряк, но замеченный в употреблении спиртного в несколько завышенных количествах. Сам он с этим не соглашался и рассуждал примерно так: «Когда долго постишься, не грех и разговеться!»

Однажды в финском порту Хельсинки, столице страны, скопилось много судов под разными флагами. Кто ожидал ремонта, кто места под выгрузку или погрузку, и портовики шли на нарушение правил - на свободных причалах ставили суда в три корпуса, борт о борт.

В то время в Финляндии был почти сухой закон, на судах спиртное пломбировалось, в городе оно продавалось по бешеным ценам, а поэтому, когда на имя капитана пришло приглашение явиться в советское посольство на прием, оно было принято как нельзя кстати: «Выпить с соотечественниками всегда приятно, к тому же без затрат, а главное, законно, не под одеялом».

В назначенный час одетый по форме, начищенный капитан был на месте, но, к великому его сожалению, прием не оправдал ожиданий. Он проводился а-ля фуршет, официанты обнесли на подносах по нескольку рюмок вина, и хозяева сердечно поблагодарили гостей. На пароход капитан возвращался с ленинградским коллегой, и тот предложил зайти в морской клуб, в котором уже бывал. «Во-первых, там настоящая финская баня, во-вторых, для моряков на спиртное льготные цены», - пояснил он. Александр охотно дал себя уговорить, ибо на судне знали, что он приглашен на прием.

Через несколько лет после этого случая, встретившись с Александром в рижском ресторане, я узнал из доверительного рассказа, как происходили дальнейшие события. А прошло все далеко не обычно, если не сказать, что по тем строгим временам даже рискованно.

Проснулся Александр в своей каюте на диване капитана. Форменная тужурка висела на вешалке, ботинки были сняты, галстук снят. Все вроде правильно, только сразу бросились в глаза совершенно незнакомые предметы на письменном столе и какая-то семейная фотография на стене вместо привычного портрета Сталина. В какой-то момент двери спальни открылись и оттуда высунулась чужая физиономия седоглавого человека:

- С добрым утром, кептен! - приветствовал он по-английски Александра. - Я сразу понял, что вы с соседнего систер-шипа.

У людей, попавших в неловкое положение, мозг за считанные секунды прокручивает множество вариантов выхода из него. Александр понуро думал, а англичанин успокаивал:

- Сэр, не принимайте близко к сердцу. Все мы люди! Что бы вы хотели, чай, кофе, или, может?..

Капитан английского соседнего судна, на которое ошибочно забрел Александр, оказался приятным и гостеприимным человеком. Он рассказал, что сразу понял ошибку коллеги и, когда тот сходу завалился на диван, посчитал уместным снять все лишнее с «отяжелевшего» человека.

В те времена даже капитанам настоятельно «рекомендовали» за границей сходить на берег только с «группой товарищей», а одному, да с ночевкой...

Выпив чашку кофе и принеся тысячу извинений, Александр вышел на палубу. Оба судна стояли борт о борт, оставалось сделать только десяток шагов, и он был бы дома. Однако в данном случае он принял другое решение - пошел в посольство.

Честно, все как есть, рассказал послу и попросил хотя бы совета, как себя вести в дальнейшем.

- Ну что я могу сказать? - неприветливо среагировал тот. - Никаких советов от меня не ждите. История некрасивая, глупая. Хорошо, что вы хоть откровенны. Обещать могу только то, что если дело примет серьезный оборот, я дам подтверждение, что вы честно мне все рассказали.

К обеду капитан уже был на своем судне. Башка трещала, настроение было поганое. Единственное, что он пробормотал за столом:

- Все. Больше ни на какие приемы к высокому начальству не хожу! Хватит!

Что тогда сработало, сказать трудно, но информация в Архангельск не поступила, а Александр много лет никого не посвящал в ночное приключение.

... Совсем недавно одна дама подвергла критике сюжет кинокомедии «С легким паром!». Ей казалась надуманной, даже невероятной сама возможность проснуться в чужой квартире, а вот забраться в чужую каюту на систер-шипе, оказывается, можно запросто, в особенности после хорошей «финской» бани.

Юрий ЖУКОВ