Корабельная сторона
Номер от 28 октября 2003 г.

Хроника гибели БТ-51
На Тихоокеанском флоте новая потеря. Как уже сообщалось, в ночь с 10 на 11 октября во Владивостоке на базовом тральщике №51 вспыхнул пожар.

ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ версии, распространенной газетой «Владивосток», пожар начался в офицерской душевой БТ-51. В водонагревателе не сработала автоматика защиты, поэтому в 2 часа 21 минуту 11 октября загорелась проводка. Вахта своевременно заметила огонь. На корабле сыграли пожарную тревогу. Экипаж приступил к тушению. Одновременно о случившемся были оповещены противопожарные службы города и флота. Пожарная тревога была сыграна уже по всей бухте Малый Улисс.

По соседству с терпящим бедствие тральщиком располагалось соединение ракетных катеров с крылатыми ракетами на борту. С боезапасом, что называется, борт к борту стояли другие корабли флота. Моряки очень опасались распространения огня. Дело в том, что БТ-51 1986 года постройки имеет полностью деревянный корпус. Это сделано специально, чтобы корабль мог тралить любые мины не создавая вокруг себя сильных полей, тем самым уменьшая вероятность самому превратиться из охотника в добычу. Именно такие тральщики успешно очищали Бенгальский и Персидский заливы, побережье Вьетнама после военных конфликтов. Но при пожаре деревянный корпус горит очень хорошо. Впрочем, и корпуса из алюминиево-магниевых сплавов горят феерически. О чем говорит эксперимент, проведенный в конце семидесятых годов прошлого века в Благовещенской бригаде пограничных катеров. Тогда при большом стечении личного состава малый катер «спластал» за несколько минут. На БТ-51 алюминиевые сплавы использовались при сооружении надстроек. Короче говоря, беда грозила большая.

Экипаж «полста первого», понимая это, одновременно с борьбой за живучесть принялся за эвакуацию документов, личного оружия и погребов боезапаса двух скорострельных пушек и комплекса ПВО.

На помощь подоспели пожарные расчеты пожарного катера ПЖК-050 и десяти автомашин. Они начали сбивать пламя со стороны, ставить водяную завесу, чтобы огонь не перекинулся на пирс и соседние ракетные катера. Эта борьба продолжалась несколько часов. От высокой температуры стали нагреваться и рваться снаряды в орудийных башнях. Двадцать семь матросов и старшин, пять мичманов и четыре офицера были вынуждены покинуть борт. Они сделали что могли. Однако огонь оказался сильнее.

Позднее выяснилось, что на БТ-51 основательно выгорели надстройка, палуба и внутренние помещения. Сам корпус сохранился в достаточной степени и даже остался на плаву. Полностью возгорание удалось локализовать лишь к полудню субботы, 11 октября. Тем не менее, по свидетельству очевидцев, клубы дыма стелились над бухтой еще до позднего вечера. К счастью, никто из людей не пострадал. Не произошло и разлива топлива, хотя в танках тральщика его находится около 430 тонн.

Для расследования причин пожара создана специальная комиссия. В нее вошли представители командования, военной прокуратуры, флотской контрразведки, управления противопожарной службы. Мы же можем пока констатировать, что экипаж БТ-51 в час испытаний не сдрейфил, а проявил мужество и настоящую морскую сплоченность. А тральщика жаль...

Владимир ВОЛОДИН