Корабельная сторона
Номер от 21 октября 2003 г.

Французский авианосец «Клемансо» пошел под нож
Он вышел в свой последний поход из Тулона, провожаемый сотнями грустных глаз. Знаменитый французский авианосец полтора года назад был куплен за несколько миллионов еще франков испанской фирмой «Gijonese de Desquaces». Она специализируется на утилизации кораблей.

Авианосец был спущен на воду в 1961 году. В отличие от крупных американских авианосец выполнен не как ударный, а как многоцелевой корабль, способный выступать и в ударном, и в противолодочном вариантах. Водоизмещение стандартное 22 тыс. т, полное 31 тыс. т, мощность двух турбозубчатых агрегатов 126 тыс. л. с., скорость хода 32 узла. Вооружение: 60 самолетов, 8 100-мм универсальных орудий, 2 катапульты.

Имя свое он получил в честь бывшего премьер-министра Жоржа Клемансо. В 1997 году корабль вернулся из боевого похода к берегам Югославии. Эта операция и стала последней в жизни главного корабля ВМС республики. Он был выведен из состава действующих единиц флота. Общественность предполагала, что авианосец может повторить судьбу «Фоша», несущего службу под бразильским флагом с именем «Сан-Паулу». Намечалось по примеру китайцев устроить на палубе либо кинотеатр, либо музей. Отдельные граждане добивались превращения «Клемансо» в искусственный риф после затопления на рейде Марселя. Однако корабль оказался никому не нужным.

Теперь его вначале разрежут на крупные секции, а потом утилизируют полностью. А о делах флагмана, уступившего свое звание более молодому собрату «Шарлю де Голлю», напомнит лишь история.

Максим СТЕПАНОВ