Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Пятница, 29 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 14 октября 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 14 октября 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Немеркнущий свет «Бриллианта»

Версия для печатиОтправить статью другу
О подвиге корабля, который вернули к жизни труженики завода № 402. В ночь на 23 сентября 1944 года арктический конвой ВД-1 следовал севернее острова Кравкова в Карском море. След от фашистской торпеды на «Бриллианте» заметили, когда она уже легла на курс к одному из охраняемых транспортов. Тогда, по одной из версий, командир «Бриллианта» старший лейтенант М.В. Махоньков вывел сторожевик из походного ордера и, спасая транспорт, «подставил свой борт» вражеской торпеде.

Версии и заблуждения

По одной из версий, события эти были положены Валентином Пикулем в основу одного из эпизодов его повести «Океанский патруль». Правда, подобные утверждения можно оспорить: во время войны при защите конвоев удары торпед на себя принимали несколько боевых кораблей. Существует и другая версия - торпедой фашисты целились в транспорт, но промахнулись, и она угодила в сторожевик. Впрочем, как бы то ни было, а «Бриллианту» суждено было остаться в истории Великой Отечественной в Арктике.

Судьбу его счастливой никак не назовешь: еще до своей гибели у острова Кравкова в 1942-м он был потоплен на рейде Йоканьгской военно-морской базы и затем более полутора лет проходил капитально-восстановительный ремонт в Молотовске на заводе № 402. Сразу оговоримся об ошибке, допущенной несколькими исследователями. Так, мурманский писатель Владимир Сорокажердьев в своей книге «Тайну хранило море» ошибочно сообщает, что капитальный ремонт «Бриллианта» вели архангелогородцы на «Красной кузнице». По неясной причине это заблуждение повторяют еще несколько историков. Мы приведем тому документальные доказательства.

Пограничный призыв

К началу войны СКР-29 «Бриллиант» числился в составе отряда судов НКВД Мурманского пограничного округа, имел тактический номер ПСК-303. После 22 июня 1941-го был переведен в дивизион Йоканьгской базы. Помимо него сюда входили еще 3 подобных корабля - сторожевики проекта 43, построенные на ленинградском заводе имени А.А. Жданова. К слову, все они, как и «Бриллиант», носили «драгоценные» наименования: СКР-27 «Жемчуг», СКР-28 «Рубин», СКР-30 «Сапфир». Это были относительно небольшие корабли (водоизмещение - 546 тонн, длина - 62 метра). В основу их проекта положили разработку минного тральщика типа «Фугас», которую переиначили так, чтобы корабль мог нести дозорную службу. В «лобовом» морском бою СКРы 43 проекта серьезной силы не представляли, поскольку и защищены были слабо, и несли слабую артиллерию - одно орудие калибра 102 мм, два зенитных - 45 мм и еще два пулемета. Скорость17 узлов хороша для погони за транспортами и траулерами - нарушителями границы, но для боевого корабля открытого моря явно недостаточна. Еще на вооружении сторожевиков 43 проекта имелись 25 мин и порядка 40 глубинных бомб. В начавшейся войне сторожевики из Йоканьги главным образом использовались в борьбе против подлодок врага.

Первая гибель и возрождение

Вечером 12 июня 1942 года, когда над Йоканьгской базой неожиданно появились немецкие самолеты, «Бриллиант» стоял на ее рейде. Уже под бомбами «Бриллиант» снялся с якоря и открыл огонь. Однако уже в первые минуты авианалета корабль получил множество прямых попаданий. В 19.15 к «Бриллианту» подошли буксиры «Северянин» и «Шквал». Спасатели еще надеялись вытащить сторожевик на отмель, но вскоре на затопленной корме сработали взрыватели глубинных бомб корабля, и он затонул.

Вернуть его из морского плена удалось только осенью. Возглавил работы капитан-лейтенант Л.К. Биргер - начальник технического отдела Йоканьгской базы. 25 сентября 1942 года «Бриллиант» был поднят. Теперь ему предстоял серьезный ремонт.

В Молотовск «Бриллиант» прибуксировали осенью 1942 года из Лайского дока: своими доковыми сооружениями завод № 402 не располагал. Корпус сторожевика был изуродован так, что корабль едва держался на плаву. 6 ноября его поставили к заводскому причалу. Здесь в ожидании дальнейшей участи он простоял всю зиму. Только 11 марта 1943 года на нем начался ремонт.

Повреждения были катастрофическими. Особенно в кормовой части, где к более чем 800 пробоинам от фашистских авиабомб добавились разрушения от собственных глубинных. Некоторые очевидцы так и говорили: «остался один корпус - корыто». Заменить предстояло 40 процентов всей обшивки корабля, 35 процентов его бортового набора, 60 процентов поперечных и продольных переборок. Большой объем работ предстоял по ремонту линии валопровода. Восстановлению подлежали многие помещения. Более того, пришлось восстанавливать не только корпус, но и главные дизели, машины и механизмы. Практически корабль предстояло строить заново.

Поначалу завод и моряки не сошлись в цене. Управление кораблестроения ВМФ ориентировочно определяло стоимость работ в 600-700 тысяч рублей. Директор предприятия С.А. Боголюбов категорически не соглашался с этим. Известна его резолюция на документе, адресованном главному инженеру завода Я.В. Вердникову: «Стоимость работ дана, видимо, по недоразумению. Нужно вызвать строителя в док и калькулировать». С.А. Боголюбов был прав. Как показало будущее, полное восстановление «Бриллианта» вылилось в 7 миллионов 550 тысяч рублей!

Начались работы. Предприятию катастрофически не хватало специалистов на основном производстве. Команда «Бриллианта» трудилась вместе с рабочими завода № 402, «сутками не выходила из цехов, стремясь в сжатые сроки вернуть корабль в строй». Экипаж сторожевика в Молотовске принял уже новый командир - старший лейтенант М.В. Махоньков.

Те, кто знал его, отзываются о нем как о прекрасном профессиональном моряке и достойном человеке. Михаил Васильевич родился в 1918 году в деревне Большое Бульково Ногинского района Московской области. В 1934 году после окончания Одесского техникума был призван во флот и направлен в Ленинград на курсы командного состава, после них - на пограничные корабли. Здесь он ходил помощником командира СКР-28 «Рубин», затем какое-то время служил в штабе Йоканьгской ВМБ.

Говорят, в экипаже «Бриллианта» командира уважительно звали «наш Нахимов», а заводчане заметили - старший лейтенант не чурается и черновой работы - если случалась заминка в цехе, он снимал китель, засучивал рукава тельняшки и сам вставал к станку.

В воспоминаниях ветеранов яркие эпизоды ремонта «Бриллианта» отсутствуют. Язык же архивных документов скуп. Но о том, что восстановление корабля шло тяжело, уже свидетельствует тот факт, что срок сдачи сторожевика флоту неоднократно отодвигался. Заводчан поторапливали «сверху»: два раза вопрос о «Бриллианте» фигурировал в повестке заседаний Государственного комитета обороны. Наркомат ВМФ потребовал от завода № 402 ежемесячных докладов о готовности корабля. К февралю 1944 года готовность его составила 97 процентов.

В результате ремонта сторожевик потяжелел почти на 62 тонны и уже немного не дотягивал до прежней своей скорости. В остальном тактико-технические данные корабля мало изменились. Несколько систем сторожевика обновили. Были упрощены схемы вентиляции и электрооборудования. Корпус защитили системой размагничивания, ходовой мостик - броней. Убрали грот-мачту, а в корме - прожектор и минные пути. С учетом уже приобретенного боевого опыта провели некоторое перевооружение. Так, вместо двух зенитных орудий калибра 45 мм на корабле установили три автомата меньшего калибра - 37 мм. На корме появились бомбосбрасыватели.

Особенно много изменений отмечено в «средствах связи и наблюдения». Здесь же есть одно замечание, которое, на мой взгляд, нельзя оставить без внимания, поскольку в дальнейшем оно могло иметь для «Бриллианта» трагическое последствие. Контр-адмиралом Васюниным - председателем приемной комиссии, внесено: «Установленный «Тамир-1» техническим условиям не удовлетворяет и подлежит замене более совершенной аппаратурой».

Надо пояснить - шумопеленгаторная установка «Тамир-1» предназначалась для борьбы с подводными лодками, но обладала весьма ограниченными возможностями: обнаружить вражескую подлодку она могла лишь в пределах 5 кабельтовых, тогда как подводники стреляли торпедами с 25-30 кабельтовых.

К слову, всего замечаний в приемный акт № 494 внесено девять. Однако в целом офицеры, принимавшие корабль от завода № 402, остались довольны качеством ремонта и даже сочли необходимым отметить отдельным пунктом: «На заводских и государственных испытаниях экипаж корабля показал свою хорошую подготовленность к эксплуатации механизмов, устройств систем и приборов».

Основные ремонтные работы и швартовные испытания завершились к апрелю 1944 года. Однако затем больше месяца пришлось ждать - Белое море освободилось ото льда лишь в мае. 14 июня директор завода № 402 С.А. Боголюбов и уполномоченный по кораблестроению инженер-капитан 1 ранга И.Д. Замчалов дали «добро» на проведение государственных испытаний. 24 июня 1944 года СКР-29 «Бриллиант» вновь ступил в строй советского флота.

В конвое ВД-1

Конвой ВД-1 формировался в восточном секторе Арктики. В него входили транспорты «Комсомольск», «Кингисепп», «Буденный» и «Революционер». В его охранении был и СКР-29 «Бриллиант».

Немцы конвой ВД-1 уже ждали. 21 сентября они даже атаковали его у кромки льдов в проливе Вилькицкого. Однако промахнулись. Торпеды прошли мимо, а наши их не заметили, и когда неподалеку от транспортов одна из них врезалась в лед, мощный взрыв списали на счет дрейфующей мины, которых, надо сказать, действительно было множество. Последующие сутки фашисты скрытно преследовали наши корабли и суда, выжидали момент для повторной атаки. Охранение конвоя, к сожалению, их не «слышало». Вот тут и вспоминается запись в приемном акте о шумопеленгаторной установке «Тамир»!

В ночь на 23 сентября «Бриллиант» погиб. Вот как описывают обстоятельства трагедии очевидцы. Бывший второй механик парохода «Комсомольск» Н.А. Носуля: «СКР-29 шел справа на траверзе нашего судна в 150-200 метрах. Вдруг в районе полубака корабля всплеснулся столб оранжево-красного пламени, осветив все вокруг. Носовое орудие сорвалось с фундамента и, перевернувшись в воздухе, упало за борт. С ходового мостика в разные стороны, распластав руки и ноги, летели вместе с обломками люди. Корабль какие-то мгновения продолжал следовать прежним курсом, не теряя хода. Но через несколько секунд из жилых помещений и кормовой части повалили клубы пара, и он начал медленно погружаться носом в воду. Вскоре «Бриллиант» стал почти вертикально, кормой вверх. В таком состоянии он держался несколько секунд, затем произошел толчок, похожий на клевок рыболовного поплавка, и корабль погрузился примерно на три четверти корпуса, потом еще толчок - в вертикальном положении «Бриллиант» быстро скрылся под водой».

Сколько времени корабль продержался на плаву, точно нигде не отмечено - не установлено. Скорее всего, агония длилась считанные минуты. Рассказывает командир «Рубина» капитан-лейтенант Б.Е. Валинский: «Увидели на воде большое соляровое пятно, две шлюпки- «шестерки», залитые водой, несколько пробковых матрацев и деревянные обломки. Людей не обнаружили». По свидетельству одного из моряков тральщика Т-120 Б. Векшина: «На волнах была лишь одна шлюпка, за которую держался матрос. Он был тяжело ранен и вскоре умер у нас на борту».

Очевидно, моряки «Бриллианта» все же пытались спастись на шлюпках, но корабль уходил в пучину так стремительно, что сесть в них уже не успели. Правда, это не единственное мнение. Штурман В.А. Дементьев, например, говорит, что места все-таки успели занять 15-20 моряков, однако через полтора часа, когда подошли СКР-28 и Т-120, уже никого не осталось в живых.

Людей безуспешно искали до вечера: все они погибли вместе с кораблем.

На Диксоне, в штабе Карской ВМБ состоялся разбор операции по проводке конвоя ВД-1. По воспоминаниям командира СКР-28 «Рубин» капитан-лейтенанта Б.Е. Валинского, все без исключения присутствовавшие офицеры высказали мнение, что СКР-29 «Бриллиант» своим бортом преградил путь торпеде, нацеленной в транспорт. Защитить судно иным образом командир сторожевика не мог: время для решения и действий измерялось секундами. Старшего лейтенанта М.В. Махонькова посмертно наградили орденом Великой Отечественной войны I степени.

Находки гидрографов

В 1961 году группа таймырских гидрографов, возглавляемая А.Г. Дивинцем, обнаружила в районе мыса Лемана останки человека и несколько предметов, выброшенных морем на прибрежные камни. Среди них - полуистлевшее обмундирование американского производства, остатки аварийного провианта (также американского), которым во время войны снабжались спасательные шлюпки и плотики советских кораблей. Самую большую подсказку историкам и полярникам дал обнаруженный там же складной нож, на пластмассовой ручке которого имелась надпись - «Руденко Иван С. 1925г.».

Исследователям пришлось немало потрудиться, чтобы в конце концов выяснить: на борт «Бриллианта» после ремонта в Молотовске действительно грузилось ленд-лизовское обмундирование и провиант, а упомянутый нож в свое время от первого владельца - соловецкого юнги Ивана Руденко попал к его земляку - уроженцу курской деревни Раково сигнальщику «Бриллианта» А.К. Стаханову. Выбросил ли тело мертвого моряка прибой, или сигнальщик каким-то образом сумел добраться до берега сам, этого мы уже никогда не узнаем.

Еще через девять лет после находки у мыса Лемана диксонские гидрографы среди мелкого плавника на острове Пахтусова обнаружили обломки шлюпки, а рядом - спасательный круг с хорошо сохранившейся надписью - «Бриллиант».

Мне дважды довелось проходить близ острова Кравкова. Оба раза я видел его черствые берега с пятнами потухшего прошлогоднего снега. Туман, изморось, студеное море, стальные тяжелые волны... Сумрачным осталось в памяти место, где погиб сторожевик СКР-29 «Бриллиант» - один из тех кораблей, что во время Великой Отечественной ремонтировался молотовскими корабелами.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   «Метель» искала пропавшего рыбака  |
Экономика   Горлом Белого моря потечет нефть  |  По примеру авиаторов  |
Мир   SOS прошлой недели  |  Шотландская Несси испугалась водолаза  |  Военное обозрение  |  Дамба в нарушителях  |  Гербициды убивают моря  |
Северодвинск   Всегда возвращаться домой  |  Воскресенье - день рабочий  |
Россия   Ядро со дна Байкала  |  Родные причалы  |  За 11 лет до подвига  |  Новости из портов  |  На морских широтах  |  И на камнях растут деревья  |  Информация с верфей  |  Новости из портов  |  На Двине поникли паруса  |  Звезда удачи светит Мурманску  |  Хлебное место пахнет рыбой  |  Миллионы евро - на плавбазу «Лепсе»  |  У всех на устах  |  Старым танкерам рано на покой  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |  Есть связь!  |  «Поиск» нашел приключение  |  Уставшая «Заря» идет на отдых  |  Команду «Товсь» отставить!  |
Общество   «Кама»? «Кола»? «Кара»?  |  Живите и помните  |  Немеркнущий свет «Бриллианта»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Октябрь 2003
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com