Корабельная сторона
Номер от 14 октября 2003 г.

Горлом Белого моря потечет нефть
Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов считает необходимым построить нефтепровод на Кольском полуострове.

Год назад в Москве был подписан меморандум по вопросу создания нефтепровода, который позволил бы осуществлять транспортировку нефти через морской терминал в районе Мурманска. Свои подписи под документом тогда поставили президент «ЛУКОЙЛа», председатель правления «ЮКОСа», президент «Сибнефти», исполнительный директор «ТНК». На сегодняшний день к меморандуму присоединился еще и «Сургутнефтегаз». Строительство нефтепровода запланировано на 2004-2007 годы, а ввод в эксплуатацию - на 2007 год.

Общие налоговые поступления в бюджет России от реализации проекта ожидаются в размере 9,2 млрд руб. в том числе в региональные бюджеты - 5,2 млрд. У этого проекта есть и политические выгоды.

По мнению губернатора, строительство нефтепровода снимет с России еще и ряд международных проблем. С ними наша страна уже сталкивается в турецких проливах Босфор и Дарданеллы. Теперь же и страны Скандинавии заявляют свои претензии на то, чтобы зону Балтийского моря объявить зоной повышенной экологической чувствительности и снизить периодичность прохода танкеров. Это означает снижение интенсивности перевозок нефти через балтийские порты, во-первых. Во-вторых, необходимость иметь у танкеров двойные борта (непременное условие стран с повышенной экологической чувствительностью) приведет к огромным затратам. Таким образом, балтийский вариант России невыгоден для экспорта не только в Америку, но и в Европу. Остается только Мурманск, северный путь транспортировки нефти, убежден губернатор.

Кроме того, Юрий Евдокимов уверен, что Кольский залив с его глубокими бухтами, незамерзающей акваторией даст возможность эксплуатировать здесь танкеры большого водоизмещения - дедвейтом 300 и более тысяч тонн. Как утверждают экономисты, суда именно такой грузоподъемности сделают рентабельной перевозку нефти в США.

В настоящее время в Мурманской области частично уже организован вывоз нефти в США. В Кольском заливе создано два рейдовых терминала по перегрузке нефти мощностью 6 млн тонн в год каждый. Один из них принадлежит ОАО «Мурманское морское пароходство», а второй - компании «ТанграОйл». Кроме того, компания «Роснефть» создает аналогичный терминал и с декабря 2003 года намерена начать перегрузку нефти с Архангельской нефтебазы.

Остается добавить, что сегодня рассматриваются два варианта прокладки нефтепровода - в обход моря и через его узкое горло. Первый вариант, по подсчетам экономистов, обойдется в 3,4 млрд, а второй в 4,6 млрд долларов.

Олег АНДРЕЕВ