Корабельная сторона
Номер от 14 октября 2003 г.

На Двине поникли паруса
В Архангельском яхт-клубе на исходе осени сумятица и растерянность. Вызваны они распоряжением губернатора Анатолия Ефремова «О ликвидации Государственного спортивно-образовательного учреждения (ГСОУ) «Архангельский областной яхт-клуб». Руководство и экипажи уже получили предписание об увольнении с 19 ноября. Чем вызвано такое решение властей?

ДОСТАЛСЯ яхт-клуб области в наследство от профсоюзов, - пояснил председатель обл-спорткомитета Владимир Ильин, - которые, не потянув его финансирование в условиях новой экономики, передали нам на баланс. Чтобы уникальное заведение с вековыми традициями не погибло в экономической неразберихе перестроечных лет, мы взяли клуб на свой «кошт» с условием, что в нем будут заниматься парусным спортом дети. Это направление отражено и в названии «спортивно-образовательное учреждение». Выделили тренерские ставки, средства на зарплату директору и бухгалтеру, содержание охраны. Еще одним условием было участие в спортивных состязаниях яхт крейсерского типа. Все эти договоренности остались на бумаге: детским спортом в клубе не пахнет, в гонках яхт-клуб практически не участвует. А удовлетворять спортивную страсть нескольких десятков взрослых мужиков за счет казны администрация не может.

Детский парусный спорт в яхт-клубе действительно не прижился, знающие люди говорят, что взрослые дяди, скучковавшись по 4-5 человек, расхватали яхты и стали «верховодить», практически не допуская ребят к парусам. И тогда полторы сотни воспитанников вместе с руководителем Владимиром Анисимовым ушли в клуб «Норд», расположенный тоже на Северной Двине, правда, не имеющий такой удобной гавани, как яхт-клуб.

Нельзя не согласиться с заявлением руководителя спорткомитета о необходимости серьезных инвестиций. Достаточно пройтись по территории, чтобы воочию убедиться, насколько разбиты причалы, обветшало и прогнило свайное основание. Нужен крупномасштабный ремонт, нужны деньги на закупку новых яхт. По мнению Ильина, укрепить материальную базу можно было бы за счет сдачи в аренду причальных площадей. Но, как выяснилось, директор очень долго не пускал к причалам яхты и лодки частников, лишая тем самым дохода вверенное ему предприятие. Не получил яхт-клуб денег за сдачу приличной площади причала в аренду развлекательной торговой точке: по версии начальства, предприниматель просто-напросто «кинул» яхтсменов, не заплатив за аренду.

Словом, за годы безынициативного и недальновидного руководства яхт-клуб по уши увяз в проблемах. Все понимают, что так дальше жить нельзя, перемены назрели. Но любителей парусного спорта беспокоит, каким путем пойдет реорганизация, кто встанет у руля старейшего в стране яхт-клуба. По мнению председателя облспорткомитета, есть два варианта: передача этого учреждения в частные руки или создание на его базе некоммерческой организации, в которую государство могло бы войти имуществом клуба. В то же время все причастные к парусному спорту считают, что при любом раскладе достойное место должен занять детский сектор. Иначе будущего у яхт-клуба не будет. И это должно быть жестко и квалифицированно оговорено в соответствующем документе. Увы, пока ни один вариант толком юридически не проработан. Наверное, еще и потому вовсю муссируется слух, что реорганизация затеяна в угоду толстосумам, которые, дескать, давно присматриваются «к лакомому куску» в центре города.

- «Мешок» придет, - обреченно машет рукой один из старожилов яхт-клуба, - увеселительных заведений понастроит на этой территории, оставит пару яхт для коммерческих прогулок, дети если и останутся, то для ширмы на какое-то время. Цены за аренду вздует, частникам-пенсионерам вроде меня денег не хватит, чтобы заплатить за стоянку (сейчас ветераны имеют скидку).

Сбудется ли мрачное пророчество, покажет ноябрь, когда власти будут принимать окончательное решение по яхт-клубу.

Алексей ОБЕРУК