Корабельная сторона
Номер от 7 октября 2003 г.

Дивизион для третьего мира
О том, что на Соловках во время войны была школа юнг, знают многие. Однако мало кто вспоминает, что и в послевоенное время на этих островах, и достаточно долго, располагались части Краснознаменного Северного флота.

ЕРВЫЙ раз я оказался на Соловках еще школьником, в 1965-м. Мне запомнились военные корабли у причала, а еще и подводная лодка, выходящая из бухты Благополучия на виду у пассажиров нашего «Мудьюга». Помнится, поговаривали, что штурман парохода, на котором мы шли, своевременно не запросил заход, и на встречных курсах лодка и «Мудьюг» едва не столкнулись, за что потом капитану якобы здорово нагорело.

Этот же снимок 1987 года предоставил нам читатель Леонид Малыгин, которому удалось сделать его с верхней площадки колокольни главного собора. Перед нами - часть главной гавани Соловков - бухты Благополучия. Хорошо видны сооружения, у которых пришвартованы небольшие каботажные суда. Цел и невредим разрушенный ныне трехэтажный корпус здания у причала. Вдали, у Тамариного причала, стоит пассажирское судно, привезшее туристов, а на первом плане мы видим два минных тральщика.

Перед горбачевской перестройкой на Соловках базировался особый дивизион кораблей, которые предназначались для «передачи странам третьего мира». На соломбальском заводе № 176, а также на некоторых других судоремонтных предприятиях списанные из боевого состава советского флота корабли (минные тральщики, сторожевики, катера) приводили в пригодное состояние, а затем ставили на отстой у Соловецкого Кремля. Здесь они и ждали своего зарубежного покупателя. Насколько мне известно, такие большей частью находились в Азии и Африке. Со временем упомянутый дивизион был расформирован. Какое-то время на архипелаге еще оставались флотские связисты, был даже небольшой лазарет, который, к слову, курировали специалисты из Северодвинского госпиталя, а затем моряков «убрали» совсем.

Надо признать, когда на островах стояли военные части, поселковым властям было намного легче решать различные бытовые проблемы. Об этом мне самому доводилось слышать сетования местных жителей. У моряков были свой небольшой флот, техника и средства связи, и они помогали гражданскому населению, чем могли. В ту пору Соловки у руководства Архангельской области особым вниманием не пользовались, считались чем-то наподобие «медвежьего угла». Поэтому, когда военные эвакуировались с архипелага, а монастырь еще не перешел к Русской Православной Церкви, для жителей островов настали тяжелые времена.

Олег ХИМАНЫЧ