Корабельная сторона
Номер от 7 октября 2003 г.

Во льдах слабеет даже сталь
Ледокол «Руслан» Беломорской ВМБ в ожидании серьезного ремонта. Имя - «Руслан». Год рождения -1975-й. Место рождения - Ленинград. Из «метрики» ледокола можно указать еще и проект - 97П. По нему знающие моряки сразу установят «родство» корабля, который вошел в число самой большой серии ледоколов, когда-либо строившихся на отечественных верфях.

Правда, литера П укажет еще и на его отличие от многих собратьев, а точнее - на отношение корабля к воинской обязанности - «патрульный».

Ледоколу 28-й год. Для кораблей такого класса это далеко не предел, но и молодым «Руслана» уже не назовешь.

Кто из северодвинцев, имеющих отношение к морю, не знает ледокол «Руслан»?! Так сложилось, что к нынешнему дню он остался по сути единственным ледовым бойцом на акватории Северодвинска, и единственным ледоколом у наших военных моряков на Белом море, но свое богатырское имя вполне оправдывал, и до последнего времени исправно выполнял свою нелегкую работу. Уточним - до последнего времени и из последних сил. Корабль действительно устал, а серьезного ремонта на нем не было с 1991 года, «Руслану» пора поправить свое здоровье. Он уже побывал в доке СРЗ «Красная кузница», где заводские специалисты-дефектовщики поставили диагноз. Предстоит заменить один из трех дизелей, отремонтировать два оставшихся, а еще и заменить более 260 квадратных метров корпусной обшивки. Объем работ значительный.

Еще новость. Буквально за несколько дней до нашего появления на корабле здесь произошла «смена главного караула»: прежний капитан Николай Иванович Красовский передал свои полномочия новому - Александру Владимировичу Мокину. Сам же заслуженный моряк, командовавший ледоколом восемнадцать лет, с «Русланом» не расстался: его новая должность - помощник капитана по работе с личным составом.

С Николаем Ивановичем и Александром Владимировичем мы вспомнили несколько эпизодов последней зимней навигации. Она, как помните, выдалась тяжелой. Особенно в Белом море, где гидрология осложняет ледовый режим. В один из дней «Руслан», бившийся в районе Зимнегорского маяка, оказался в компании с... атомными ледоколами из Мурманска. Мурманчане с «Ямала» поначалу «увидели» ледокол Беломорской ВМБ на своем локаторе и наивно предположили, что при таких аховых сжатиях, какие наблюдались, «точка» на экране должна быть не иначе как однотипным атомным ледоколом, и даже запросили по радио: «Советский Союз» ответьте «Ямалу»...

То-то дивились они затем, когда «Советским Союзом» на деле оказался «Руслан»! Тогда же обладатели 75 тысяч атомных «лошадей» уважительно поинтересовались: «У вас сколько силенок?». С «Руслана» им ответили: «Построечных 5 тысяч, а на сегодня, если и наскребется, то тысячи три»...

И в самом деле, сегодня ледокол свои силы подрастерял.

Не скроем, настроение у экипажа «Руслана» не из веселых. Поводов для оптимизма у моряков пока маловато. Несколько дней назад был согласован договор с ремонтниками, а вот с деньгами на оплату их работы вопрос решается трудно. И это можно понять: уж если оперативные соединения Северного флота давно уже испытывают финансовую нужду, то что можно сказать о флоте вспомогательном, отношение к которому в «московских верхах» порой выходит за рамки элементарного понимания. А ведь новая зимняя навигация уже близко. Как бы «северодвинскому флоту» не оказаться безоружным в ледовых тисках будущей зимы.

Олег АНДРЕЕВ