Корабельная сторона
Номер от 30 сентября 2003 г.

Легенда нашего города
Первого октября - 40 дней, как не стало Почетного гражданина Северодвинска Иннокентия Бахтина. С необыкновенным семейством, супругами Валентиной Станиславовной и Иннокентием Степановичем Бахтиными, мне посчастливилось встречаться довольно часто. Познакомился я с ними в 1963 году, когда приехал в Северодвинск по окончании ленинградской «корабелки».

Первого мая того же года с балкона их квартиры на втором этаже я фотоаппаратом «Зоркий-4» снимал первомайскую демонстрацию. Проходила она на площади перед недостроенным зданием Дворца культуры.

БАХТИНЫ жили в небольшой двухкомнатной квартире на проспекте Ленина, 13. Обращало на себя внимание трепетное отношение Иннокентия Степановича к супруге, был он вежлив, подчеркнуто корректен, называл ее ласково Валюшкой. За круглым столом не обошлось без чая и домашних пирогов с треской. Заметив, что моя жена готовится стать мамой, Валентина Станиславовна ненадолго запечалилась. Причину я узнал позднее.

Иннокентий Степанович работал тогда начальником достроечного цеха, а меня назначили помощником производственного мастера на реакторный участок цеха №50. Начиная с 1961 года, Бахтин шесть лет занимался на вечернем факультете Ленинградского кораблестроительного института, очень ответственно относился к занятиям. Я читал у них на пятом курсе машфака лекции по ядерным реакторам, а у Иннокентия Степановича был руководителем дипломного проекта по атомной силовой судовой установке. Сверх программы он выполнил два листа чертежей общего вида паротурбинной установки атомной подводной лодки. Дипломный проект Бахтин защитил на «отлично». И это в пятьдесят с лишним лет! Таких примеров в истории Севмаш-втуза больше не было.

Когда Иннокентий Степанович стал приобретать книги для домашней библиотеки, теперь уж никто точно не скажет. Постоянно он заказывал их в «Академкниге», на покупку томов уходила основная часть зарплаты, а потом и пенсии. За неполные 50 лет набралось около 10 тысяч томов. В 1992-м супруги решили подарить свою библиотеку - коллекцию уникальных книг - северодвинскому городскому краеведческому музею. Почему пошли на такой шаг, глава семьи объяснял просто: нужно сохранить книги для новых поколений, а в музее за ними и досмотр и уход получше, чем дома. Тем более что в музее открыли штатную должность библиотекаря.

Торжественная церемония передачи книжного собрания состоялась в музее 18 марта 1994 года. Были речи, взволнованные и благодарные. А уж какое трепетное чувство испытает позже читатель, листая редкие издания! Кроме художественной литературы (девяносто два тома сочинений Льва Толстого чего стоят!), в библиотеке - исторические, политические, философские издания, географические книги с картами и атласами второй половины XVIII - начала XX столетия. Карамзин, Соловьев, Татищев, Ключевский. Редкие фолианты - «Российский царственный дом Романовых» Фриденбурга, «Записки о московитских делах» Сигизмунда Герберштейна, «Книга о московском посольстве» Павла Иовина Новокамского...

А через год умерла Валентина Станиславовна. Иннокентий Степанович очень сожалел, что у них не было детей. Тогда я и узнал причину. В 1938 году, когда он работал мастером на Дальзаводе во Владивостоке, жену арестовали. В тюрьме ее жестоко били, напрочь лишив женщину радости материнства. Знакомый следователь порекомендовал Иннокентию Степановичу срочно уехать. Они покинули родной Дальний Восток и оказались на другом конце страны - в Молотовске, на заводе №402.

В суровом 1942 году он стал членом партии. Был бойцом Молотовского истребительного батальона. На заводе работал в отделе технического контроля, ответственным сдатчиком больших морских охотников проекта 122А, эскадренных миноносцев проекта 30-бис, опытной подводной лодки проекта В611, с которой впервые в мире проводились пуски баллистических ракет. По рекомендации Сергея Павловича Королева ему первому на заводе в 1959 году присудили Ленинскую премию. А когда избрали председателем профкома предприятия, то снова, как и в должности начальника сорокового цеха, со временем не считался, принимал рабочих всегда, когда находился на месте. До ухода на пенсию в 1985 году работал старшим инженером ПДО.

Смерть Валентины Станиславовны сильно подействовала на Бахтина. Теперь музей стал для него родным домом. Здесь проходили литературные гостиные, вечера корабелов, здесь отмечал он с товарищами и свои дни рождения.

Это был удивительный человек. Уже в преклонные годы он был одержим проблемами устройства жизни родного завода, города, страны. Всем интересовался, вел обширную переписку, выступал, показывал пример жизнелюбия. На машинке печатал обширные статьи для сборника «Флагман отрасли», помогал создавать историю достроечного цеха. Потеря зрения стала второй причиной его быстрого угасания. 23 августа в заводской больнице после тяжелой болезни на восемьдесят восьмом году жизни он скончался.

Мы всегда будем помнить Иннокентия Степановича - настоящего русского интеллигента, патриота, коммуниста, Почетного гражданина Северодвинска.

Вячеслав ЗУЕВ