Корабельная сторона
Номер от 30 сентября 2003 г.

Куда плывет Россия
Государству нужен комплексный флот, так считает главком ВМФ

KАКУЮ роль в программе строительства флота вы отводите авианосцам?

- На ближайшие пять лет я не вижу задач для авианосцев.

- Но тогда мы потеряем палубную авиацию. Вы же знаете, что морской летчик - это штучный товар.

- Для сохранения палубной авиации авианосец у России есть, и он проживет еще не один десяток лет. Поэтому школу мы не потеряем.

- Это утверждает главком Куроедов или военная наука?

- Кто работает с главкомом Куроедовым, тот никогда не скажет, что наука на флоте в загоне. Например, к подготовке учений на Тихоокеанском флоте были подключены Морской научный комитет, Дальневосточное отделение РАН плюс военная наука Генштаба. У меня ни одной поездки не было, ни одного учения, чтобы мы не работали с наукой.

- Что будет с Черноморским флотом? Ходят слухи, что мы готовимся к глобальному перебазированию в Новороссийск.

- Черноморский флот был, есть и будет. И главной его базой останется Севастополь. Но вопрос об обустройстве Новороссийской базы актуален. Мы пришли на это побережье десять лет назад, но до сих пор корабли стоят у арендованных причалов или вяжутся за камни. Это ненормально. И мой доклад на Морской коллегии, и все ее решения связаны с обычным обустройством Новороссийской военно-морской базы. Других подводных камней здесь не ищите. Удивительно другое: в советские времена, когда возможностей было больше, Новороссийской ВМБ в качестве тыловой базы Черноморского флота никто не занимался. А нам приходится.

- А как обстоят дела с плавающим тылом флота?

- Он в очень тяжелом техническом состоянии. К сожалению, возможности экономики пока не позволяют привести его в порядок.

- Любопытно, как воспринимают американцы, англичане и другие титульные морские нации возросшую морскую активность России? Не секрет же, что не так давно нас уже вычеркнули из реестра морских держав.

- А у них ведь такие же проблемы, как у нас: и так же сроки строительства новых кораблей подошли, и новые пункты базирования надо строить...

- Есть ли у нас сегодня корабль, который можно смело называть кораблем XXI века?

- «Петр Великий», «Адмирал Чабаненко». Модернизируйте «Адмирала Лазарева», и будет корабль пятидесятых-шестидесятых годов текущего столетия.

- Вы, безусловно, не могли не обратить внимания на содержание кораблей. В прежние времена даже заштатные буксиры выглядели лучше, чем сейчас ракетные крейсера.

- Обратил. Считаю, что это ненормально. Но, с другой стороны, вы не обратили внимания, что мы за эти 10-12 лет практически потеряли командный состав, и многие нынешние командиры кораблей живого моря не видели, а командиры соединений не представляют себе, что такое учения? Это ли не потери?

- Значит, и офицеров, которые реально командовали кораблями и соединениями, у вас в Главном штабе не так много?

- Ответ: да.

- А как обстоит дело с походами наших подлодок подо льдом, возобновилась ли эта практика?

- Да, возобновилась.

- Недавно прошло сообщение, что в Северодвинске спустили уникальную подводную лодку, которую называют «Лошарик». Что вы об этом знаете?

- Кроме этого ничего не знаю. Последнее, что мы отдали Северному флоту, - это многоцелевая подводная лодка «Гепард». Сейчас, после ремонта и модернизации, готовим к передаче очередной «Тайфун».

- Что вы можете сказать о «глобальной» системе освещения обстановки, которая была апробирована во время учений на Тихом океане? Что это вообще такое?

- Министру обороны на последних учениях была показана только первая региональная подсистема, в то время как указ президента требует создать в России единую систему освещения подводной, надводной и воздушной обстановки. На Дальнем Востоке мы этой работой занимались в течение двух лет, и думаю, что к концу пятого года система будет уже всероссийской. И тогда мы получим возможность с командного пункта главкомата или из Минобороны, или из администрации президента в режиме реального времени видеть всю обстановку на четыреста километров от российских границ. Думаю, что не надо говорить, какие это открывает возможности.

- Но такие системы уже существуют в мире...

- Сказать, что это нечто новое, нельзя. Но для России это шаг уникальный: когда сегодня вы, находясь на командном пункте флота, видите подводную обстановку на Камчатке, можете связаться с командиром корабля или вертолета в любой точке Мирового океана... Создание этой системы уже сейчас повышает эффективность боевых сил флота на 58 процентов. И пока ни один из видов Вооруженных сил ничем подобным не располагает. Причем мы можем задействовать любые спутники любых министерств.

- Специальный флотский вопрос. Все моряки делятся на сторонников наркома Кузнецова и на сторонников Адмирала Флота Советского Союза Горшкова. Вы на чьей стороне?

- И на той, и на другой. Первая кораблестроительная программа 1952 года, подписанная Сталиным, была разработана Николаем Герасимовичем Кузнецовым, он закладывал наш нынешний флот. Сергей Георгиевич Горшков принял эту программу как эстафету и во многом реализовал. Именно тогда было задумано строительство авианосцев, и сейчас мы живем по кораблестроительной программе, разработанной еще в 50-е годы прошлого века.

- А вас как моряка не удручает то, что многие корабли, которые могли еще служить и служить, разрезаны или проданы, как, например, авианосец «Киев», ставший в Китае чем-то наподобие кабака?

- Удручает. Но представьте себе простую ситуацию. У крейсера закончилась ресурсная база - что с ним делать? В ремонт? Где деньги? Ресурс корабля рассчитан на 25 лет, это значит, что все внутри корпуса надо менять. А это восемьдесят пять процентов стоимости нового корабля. Вот перед такой дилеммой оказались предыдущие главкомы. Вот почему и у «Киева», и у авианесущего крейсера «Минск» такая судьба. Просто так содержать мы их тоже не могли, надо было облегчать финансовую нагрузку на флот.

- Еще недавно с флота бежали все кто мог. А как сейчас?

- Когда намечался поход в Индийский океан, сто восемьдесят матросов срочной службы, мальчишек, которые должны были накануне уволиться, отказались увольняться. И этим, на мой взгляд, сказано все. Море - стихия сложная, а морская практика не обходится без трагедий, тем не менее я уверен, что ходить в море мы будем всегда.

Олег ОДНОКОЛЕНКО, «Итоги»