Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2003 г.

Великое дело Петра Великого
Старейшей государственной верфи России исполняется 310 лет

В июне 1693 года молодой царь Петр Алексеевич издал указ об учреждении «от Москвы по дорогам на ямах до Архангельского города почты», а спустя месяц сам поспешил к устью Двины. Для Петра и его свиты на Мосеевом острове была поставлена небольшая деревянная «светлица с сеньми», однако скорый на подъем государь не засиживался в ней, много ездил, знакомился с корабельным делом, коммерческими возможностями местного населения, а 18 сентября заложил верфь на Соломбальских островах.

БЕЗ малого через три года Петр вторично приехал в Архангельск для торжественного спуска на воду первого русского торгового судна под государственным флагом. 20 мая царь собственноручно рубил подпоры «Святого Павла». Так из провинциальной Соломбалы Россия молодая начинала выходить в Мировой океан.

Первое время наиболее ответственные работы выполняли присланные плотники, освоившие опыт западноевропейской школы судостроения на переяславской верфи. Но в скором времени и северные мастера освоили принципиально новые для себя масштабы. В 1710 году Соломбала уже приступает к строительству линейных кораблей, а позднее даже получает статус Архангельского адмиралтейства.

Впоследствии вместе со страной первая государственная верфь России испытывала периоды взлетов и падений, но главным для нее всегда оставалось великое дело, основанное в 1693-м государем-реформатором, - служить флоту. Всего же за полтора века, как подсчитали историки, Соломбала построила для него около 700 больших и малых кораблей и судов.

...На проходной нас встретил добрый знакомый «Корабельной стороны» Владимир Яковлевич Лукин - один из самых заслуженных ветеранов предприятия, к тому же человек, неравнодушный к истории, сделавший все для того, чтобы заводской музей не пропал, а сохранился для новых поколений коллектива даже в самые трудные для «Красной кузницы» годы. По сияющему выражению лица Владимира Яковлевича можно было догадаться, что нас ожидает сюрприз. Так оно и случилось. Первым местом, куда привел нас провожатый, оказалась площадка, где по давнему замыслу Владимира Яковлевича должен был появиться своего рода заводской мемориальный комплекс. И действительно, мы застали последние приготовления. Вверх устремилась конструкция стелы, увенчанная стилизованным изображением парусника, а рабочие готовили основание у ее подножия, чтобы положить чугунные плиты, а на них установить якоря. Здесь же своего «законного места» ожидала и небольшая корабельная пушка, к слову, отлитая современными соломбальскими умельцами по технологии времен Петра. «Красная кузница» готовится встречать свой 310-й день рождения.

О сегодняшнем дне завода рассказал председатель совета директоров «Красной кузницы» Александр Дятлов:

- Два года назад предприятие было признано банкротом, находилось под внешним управлением и накопило долгов на миллион долларов. Я не раз слышал тогда, что заслуги завода остались в прошлом и что мы беремся за безнадежное дело. Но прошло совсем немного времени, и могу ответственно заявить: есть основания полагать, что «Красная кузница» вновь станет градообразующим предприятием Соломбалы. Только за прошлый год на 35 процентов возросли отчисления завода в бюджеты всех уровней. Уже стоит вопрос о введении третьей смены на производстве, о компьютеризации производства. По многим признакам мы чувствуем, как постоянно растет интерес заказчиков к предприятию.

Журналисты «Корабельной стороны» - частые гости на «Красной кузнице» и действительно могут свидетельствовать о том, что завод, прежде производивший впечатление обреченного предприятия, сегодня будто ожил. Перестали пустовать большие судоподъемные доки, на открытом слипе заняли места заказы от иностранных фирм, и текущей работы у ремонтников значительно прибавилось - у заводской стенки на внутренней акватории завода суда и корабли порой вынуждены стоять в два борта.

В частности, сегодня можно сказать о том, что проходит швартовые испытания восстановленный соломбальцами танкер «Эмба», а его бывшее место у причала уже занял однотипный танкер «Жиганск», скоро вернется в строй ледокол Беломорской ВМБ «Руслан», к 25 сентября заводчане готовят сдачу лоцмейстерского судна «Анатолий Жилинский», наконец, в ближайшее время на «Красной кузнице» «поправят свое здоровье» сразу несколько судов промыслового флота.

- Главное достояние завода - люди, их семьи, связавшие с ним свою судьбу, - говорит Александр Дятлов. - Мы обязательно назовем имена всех, кто помог заводу преодолеть сложную полосу. Нам есть чем гордиться и к чему стремиться. Нам предстоит продолжать и развивать традиции, заложенные Великим Петром.

Олег АНДРЕЕВ