Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2003 г.

Земля Императора Николая Второго
90 лет назад русскими моряками было сделано крупнейшее географическое открытие прошлого века. Уже тогда оно оказалось «незамеченным»

ВО МНОГИХ отношениях Главная экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) не знает себе равных. В ее подготовке и организации приняли деятельное участие светлейшие умы России - академики Ю.М. Шокальский, А.Н. Крылов, профессор Д.И. Менделеев, адмирал С.О. Макаров. Специально для нее русские корабелы создали первые в мире экспедиционные суда с металлическими корпусами - ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр». С уверенной настойчивостью их экипажи в течение 5 лет пробивались по нынешнему Северному морскому пути с востока на запад.

Первые три года ГЭСЛО возглавлял капитан I ранга И.С. Сергеев. При нем исследователи изучили значительные пространства у побережий Чукотского и Восточно-Сибирского морей. С 1913 года командование экспедицией принял капитан I ранга Борис Андреевич Вилькицкий - потомственный офицер-гидрограф. В тот же год в августовском море Лаптевых его ждал успех.

Старший врач «Таймыра» доктор Л.М. Старокадомский в тот день записал в своем дневнике: «В ночь вахтенным начальником на «Таймыре» был лейтенант Жохов. В 5 часов утра он заметил впереди и несколько левее курса небольшой и обрывистый остров и немедленно сообщил об этом начальнику экспедиции. Не прошло и трех минут, как весь экипаж был на ногах. Из кают и кубрика, одеваясь на ходу, выскакивали на палубу офицеры и матросы, чтобы собственными глазами убедиться в существовании обнаруженного Жоховым острова».

Остров впоследствии назвали именем Вилькицкого - в честь Андрея Ипполитовича Вилькицкого - адмирала, известного русского гидрографа. Отца Бориса Андреевича - нового руководителя ГЭСЛО.

А еще через полмесяца при попытке обойти паковые льды русские исследователи также неожиданно увидели заснеженный гористый берег. Вот как описывает этот кульминационный момент четырехлетнего плавания старший штурман «Вайгача» Николай Иванович Евгенов: «Незадолго до конца моей вахты на мостик поднялся сменявший меня Неупокоев. Я начал сдавать ему вахту, но не успел этого сделать, как мы одновременно увидели справа от носа корабля «высокую землю». Я послал матроса за командиром, сидевшим в рубке. Тот приказал сообщить об этом по сигнальной лампе на «Таймыр». И как раз в это же время «Таймыр» стал менять курс вправо - «на землю». За ним легли и мы на «Вайгаче».

Это произошло 16 сентября 1913 года. Русские корабли двинулись вдоль берега на запад, прошли более сотни миль, но оконечностей его не увидели. Тогда по решению Б.А. Вилькицкого была высажена экспедиционная группа. Моряки не смогли провести тщательного исследования суши, поскольку надвигалась полярная ночь. На месте высадки (80 градусов 97 минут 12 секунд) из камней был сооружен астрономический гурий и поднят русский национальный флаг. Так к России был «присоединен» огромный архипелаг, поначалу названный Землей Императора Николая Второго.

Поздней осенью «Таймыр» и «Вайгач» вернулись в дальневосточную бухту Золотой Рог. А на следующий год, отправившись вдоль берегов Северного Ледовитого океана с востока на запад, перезимовав у Таймыра, 3 сентября 1915 года они вместе с норвежским барком «Эклипс» прибыли в Архангельск. Русским исследователям не были устроены триумфальные почести - страна второй год воевала с Германией. Значение открытия архипелага нашими моряками и сквозного плавания по Севморпути кратко сформулировал Руал Амундсен: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир».

Ледокольный пароход «Вайгач» погиб в 1918-м, напоровшись на мель в штормовом Енисейском заливе недалеко от мыса Ефремов Камень. «Таймыр» в смутное время Гражданской войны простоял у архангельских причалов. Его командир - капитан I ранга

Б.А. Вилькицкий - политикой не занимался, хотя и не позволил англичанам увести свой корабль за границу.

И все-таки великий и трагический излом 1917 года разделил участников ГЭСЛО на тех, кто покинул Россию, и тех, кто остался.

Знатокам истории Арктики известны имена советских гидрографов и капитанов - бывших офицеров ГЭСЛО - целое созвездие ярких личностей, чьи имена увековечены на географической карте: Б.В. Давыдов, Н.И. Евгенов, А.М. Лавров, К.К. Неупокоев, Ф.А. Матисен, К.А. Мецайк. В бою с немцами погиб К.В. Ломан. Д.В. Александров и Д.Р. Анцев тоже сложили головы на фронтах Мировой и Гражданской войн. П.А. Новопашенный и Н.А. Транзе эмигрировали.

В 1920 году из Росии уехал и Б.А. Вилькицкий. О жизни Бориса Андреевича за границей нам известно непростительно мало: работал, вел географические исследования в Африке, умер в Бельгии в 1962 году. Несколько лет назад было организовано торжественное перезахоронение его праха в Санкт-Петербурге.

Землю Императора Николая Второго на советских картах, разумеется, стерли и придумали ей новое название, попроще - Северная Земля. Правда, проливу, разделяющему южную ее оконечность и материк, а также Европу и Азию на Крайнем Севере, оставили имя Вилькицкого-сына.

Олег АНДРЕЕВ