Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 сентября 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Земля Императора Николая Второго

Версия для печатиОтправить статью другу
90 лет назад русскими моряками было сделано крупнейшее географическое открытие прошлого века. Уже тогда оно оказалось «незамеченным»

ВО МНОГИХ отношениях Главная экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) не знает себе равных. В ее подготовке и организации приняли деятельное участие светлейшие умы России - академики Ю.М. Шокальский, А.Н. Крылов, профессор Д.И. Менделеев, адмирал С.О. Макаров. Специально для нее русские корабелы создали первые в мире экспедиционные суда с металлическими корпусами - ледокольные пароходы «Вайгач» и «Таймыр». С уверенной настойчивостью их экипажи в течение 5 лет пробивались по нынешнему Северному морскому пути с востока на запад.

Первые три года ГЭСЛО возглавлял капитан I ранга И.С. Сергеев. При нем исследователи изучили значительные пространства у побережий Чукотского и Восточно-Сибирского морей. С 1913 года командование экспедицией принял капитан I ранга Борис Андреевич Вилькицкий - потомственный офицер-гидрограф. В тот же год в августовском море Лаптевых его ждал успех.

Старший врач «Таймыра» доктор Л.М. Старокадомский в тот день записал в своем дневнике: «В ночь вахтенным начальником на «Таймыре» был лейтенант Жохов. В 5 часов утра он заметил впереди и несколько левее курса небольшой и обрывистый остров и немедленно сообщил об этом начальнику экспедиции. Не прошло и трех минут, как весь экипаж был на ногах. Из кают и кубрика, одеваясь на ходу, выскакивали на палубу офицеры и матросы, чтобы собственными глазами убедиться в существовании обнаруженного Жоховым острова».

Остров впоследствии назвали именем Вилькицкого - в честь Андрея Ипполитовича Вилькицкого - адмирала, известного русского гидрографа. Отца Бориса Андреевича - нового руководителя ГЭСЛО.

А еще через полмесяца при попытке обойти паковые льды русские исследователи также неожиданно увидели заснеженный гористый берег. Вот как описывает этот кульминационный момент четырехлетнего плавания старший штурман «Вайгача» Николай Иванович Евгенов: «Незадолго до конца моей вахты на мостик поднялся сменявший меня Неупокоев. Я начал сдавать ему вахту, но не успел этого сделать, как мы одновременно увидели справа от носа корабля «высокую землю». Я послал матроса за командиром, сидевшим в рубке. Тот приказал сообщить об этом по сигнальной лампе на «Таймыр». И как раз в это же время «Таймыр» стал менять курс вправо - «на землю». За ним легли и мы на «Вайгаче».

Это произошло 16 сентября 1913 года. Русские корабли двинулись вдоль берега на запад, прошли более сотни миль, но оконечностей его не увидели. Тогда по решению Б.А. Вилькицкого была высажена экспедиционная группа. Моряки не смогли провести тщательного исследования суши, поскольку надвигалась полярная ночь. На месте высадки (80 градусов 97 минут 12 секунд) из камней был сооружен астрономический гурий и поднят русский национальный флаг. Так к России был «присоединен» огромный архипелаг, поначалу названный Землей Императора Николая Второго.

Поздней осенью «Таймыр» и «Вайгач» вернулись в дальневосточную бухту Золотой Рог. А на следующий год, отправившись вдоль берегов Северного Ледовитого океана с востока на запад, перезимовав у Таймыра, 3 сентября 1915 года они вместе с норвежским барком «Эклипс» прибыли в Архангельск. Русским исследователям не были устроены триумфальные почести - страна второй год воевала с Германией. Значение открытия архипелага нашими моряками и сквозного плавания по Севморпути кратко сформулировал Руал Амундсен: «В мирное время эта экспедиция возбудила бы весь цивилизованный мир».

Ледокольный пароход «Вайгач» погиб в 1918-м, напоровшись на мель в штормовом Енисейском заливе недалеко от мыса Ефремов Камень. «Таймыр» в смутное время Гражданской войны простоял у архангельских причалов. Его командир - капитан I ранга

Б.А. Вилькицкий - политикой не занимался, хотя и не позволил англичанам увести свой корабль за границу.

И все-таки великий и трагический излом 1917 года разделил участников ГЭСЛО на тех, кто покинул Россию, и тех, кто остался.

Знатокам истории Арктики известны имена советских гидрографов и капитанов - бывших офицеров ГЭСЛО - целое созвездие ярких личностей, чьи имена увековечены на географической карте: Б.В. Давыдов, Н.И. Евгенов, А.М. Лавров, К.К. Неупокоев, Ф.А. Матисен, К.А. Мецайк. В бою с немцами погиб К.В. Ломан. Д.В. Александров и Д.Р. Анцев тоже сложили головы на фронтах Мировой и Гражданской войн. П.А. Новопашенный и Н.А. Транзе эмигрировали.

В 1920 году из Росии уехал и Б.А. Вилькицкий. О жизни Бориса Андреевича за границей нам известно непростительно мало: работал, вел географические исследования в Африке, умер в Бельгии в 1962 году. Несколько лет назад было организовано торжественное перезахоронение его праха в Санкт-Петербурге.

Землю Императора Николая Второго на советских картах, разумеется, стерли и придумали ей новое название, попроще - Северная Земля. Правда, проливу, разделяющему южную ее оконечность и материк, а также Европу и Азию на Крайнем Севере, оставили имя Вилькицкого-сына.

Олег АНДРЕЕВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Культура   От первых паровиков  |
Происшествия   Высокая цена молчания  |
Мир   SOS прошлой недели  |  Танкеры уже грозят природе  |  «Киев» открыт для туристов  |
Северодвинск   Моряк с крейсера «Киров»  |  «Синдуратне» дадут гарантию  |  В моря ушли гардемарины  |  «Звездочка» блеснула в Аалесунде  |
Россия   Родные причалы  |  От парусных шхун до атомоходов  |  Акулий экстрим в Москве  |  Новости из портов  |  Информация с верфей  |  Земля Императора Николая Второго  |  Золото «Хрущева»  |  Информация с верфей  |  Военное обозрение  |  Летающий «Гарпун»  |  Новости из портов  |  На морских широтах  |  «Жижгин»: из Енисея в Неву  |  В дальние воды  |  ПС-818 - новый вымпел морских частей ФПС  |  Эхо трагедии К-159: послесловие имеет тенденцию к продолжению  |  Модуль МКС приводнился у Геленджика  |  У всех на устах  |  «Tango» под мостами  |  «Гидролог» проверит радиацию  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |  Экспедиция гидрографа «Котцова»  |  ВМФ новой Эпохи  |
Общество   Великое дело Петра Великого  |  «Святой Георгий» и его командир Ризнич  |  Последнее плавание Капитана  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2003
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com