В Северном морском музее Архангельска открылась экспозиция «Испанские рейсы»Она посвящена экипажам пароходов «Хрущев» и «Смидович», участвовавших в перевозках грузов для республиканского правительства Испании.18 июля 1936 года в этой стране поднял мятеж генерал Франко. КАК свидетельствуют историки, бывший командир Испанского иностранного легиона Франсиско Франко Баамонде повел на Мадрид стотысячный отряд солдат, покинувших казармы в Марокко. Позднее к нему примкнул итальянский корпус и немецкая бригада «Кондор». Испанское правительство обратилось за поддержкой к мировому сообществу.На Пиренейский полуостров отправились добровольцы из многих стран, в том числе и из СССР, который к тому же стал оказывать активную военную и экономическую помощь. Основные поставки шли морем. В Атлантике в ту пору уже хозяйничали фашистские рейдеры, поэтому рейсы совершались в обстановке строгой секретности. В документах и шифровках отправлявшиеся к берегам Испании суда именовали «игреками». Среди них было два парохода Северного морского пароходства - «Смидович» и «Хрущев». - Обратившись к теме гражданской войны в Испании еще в Поморском университете и продолжив ею заниматься в музее, я даже предположить не мог, что отыщу хоть кого - нибудь из участников тех далеких событий, - рассказывает организатор выставки научный сотрудник музея Николай Клепиков. - Но удача улыбнулась: родственники моряков, плававших в ту пору на «Хрущеве» и «Смидовиче», помогли выйти на Павла Осиповича Починкова. Несмотря на преклонный возраст (ему в этом году исполнилось 88 лет), он хорошо помнит подробности того далекого рейса. Высокий сухощавый старик с профессорской бородкой и живыми быстрыми глазами, предупредив, что глуховат и будет говорить громко, стал рассказывать: - Семья наша жила в Заостровье. Матери своей я еще пацаном заявил, что буду только моряком. Так и вышло: сначала окончил мореходную школу, потом курсы судоводителей при морском техникуме. Меня послали на пароход «Хрущев» матросом. В 1936 году судно пришло из Италии в Одессу, и там нам объявили: «Товарищи, вам предстоит сделать рейс в народную Испанию, но нужны только добровольцы, потому что там идет война и всякое может быть». Прямых отказников, вспоминает Павел Осипович, не нашлось, но двое из команды напились перед выходом вусмерть, и их заменили. Затем всех посадили в «полуторки» и отвезли на судно. Эти машины вместе с танковыми и самолетными двигателями погрузили в трюмы - и в путь. Порт назначения экипаж узнал уже в море - Аликанте. - Заходим в гавань, - продолжает ветеран, - а там немецкий крейсер стоит. Видимо, желая попугать нас, на нем сыграли боевую тревогу. Но, - Починков сделал выразительный жест рукой, резко согнув ее в локте, - не на тех наехали. Пришвартовались спокойно, без паники. Нас сразу предупредили, что разгружаться судно будет только по ночам. Без особых осложнений сдав груз, получили приказ следовать на военно-морскую базу Картахена. Переход занял часов десять. Приходим на рейд - здесь нас уже встречает дружественный республиканский крейсер, команда на борту восторженно кричит: «Виват, Россия! Но пасаран!»Капитана Михова тотчас вызвали в штаб. Вернувшись, Петр Иванович сообщил: «Нам поручено вывезти государственный запас золота».Грузить пришлось самим, ни один испанец допущен не был. Работали моряки ночью, тяжелющие ящики таскали и ставили наощупь. Когда погрузка была завершена, судно заминировали. В случае его захвата мощный заряд, заложенный под котлом, должен был мгновенно пустить пароход ко дну. Обратно в Одессу шли без флага, с закрашенным названием, такими курсами, которые на картах не значатся. Когда пришвартовались, то порт тотчас закрыли, приехала специальная команда, забрала золото и укатила в неизвестном направлении. С членов экипажа в НКВД взяли подписку о неразглашении государственной тайны. Шли годы, моряки молчали, женам и детям никто даже намеком не обмолвился. Пришедшая на выставку супруга уже ушедшего из жизни известного архангельского капитана Сергея Александровича Ястребцева Валентина Никифоровна подтвердила, что муж, ходивший на «Хрущеве» боцманом, «сознался» только тогда, когда Починков публично «раскрыл тайну».- Горбачевская гласность помогла, - пояснил Павел Осипович, - я уже был на пенсии, когда к нам на третий лесозавод приехал председатель облисполкома Третьяков. Речь зашла о воинах-интернационалистах. Я записку послал: «Прошу слова» и подписался - «интернационалист». Слово мне дали. - Виктор Михайлович, - говорю -, вот для всех, кто выполнял интернациональный долг, доброе слово нашлось, а что ж не вспомянете «испанцев»? И рассказал, как выручали наши моряки испанский народ.Бывший матрос Павел Осипович Починков поведал о том, что у него есть две памятные испанские награды, о происхождении которых не знала даже его семья. В свое время от приглашения короля Испании пришлось отказаться, вернее, моряка-ветерана попросту не пустили за границу.О золотом рейсе «Хрущева» общественность теперь знает, но у этой истории еще много темных пятен. До сих пор нет вразумительных разъяснений, почему тогдашний премьер-министр Испании Кабальеро обратился к Сталину с просьбой принять на хранение три четверти испанского золотого запаса, неизвестно, куда подевались эти 510 тонн в слитках. Меняются оценки тех событий: Франко уже вроде в фашистах не числится, а диктатура его, продолжавшаяся до 1973 года, признается чуть ли не благом для испанского народа. Прежде считалось, что СССР помогал народному правительству на Пиренеях бескорыстно, однако теперь выясняется, что и за вооружение, и за услуги военных советников Испания рассчиталась. Возможно, перевезенное «Хрущевым» золото и есть расплата за поставленную военную технику и советы военспецов? Так что молодому исследователю Николаю Клепикову еще есть над чем поломать голову.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!