Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2003 г.

Летающий «Гарпун»
В России создан самый быстроходный в мире катер проекта А-77

Новинку разработало КБ «Агат», входящее в авиационный холдинг «Сухой». Катер у авиаторов получился тоже летающий. Разгоняясь, он буквально выпрыгивает из воды. Площадь соприкосновения с поверхностью при глиссировании два метра.

Такого катера всегда не хватало пограничникам. Перехваты, погони требуют скорости и еще раз скорости. По себе знаю: когда молниеносно настигаешь нарушителя, тот теряется. Так скорость становится психологическим оружием. Поэтому для ее достижения в морских пограничных частях часто идут на разные хитрости. То прибавляют оборотов двигателю, то «химичат» с винтами. Я на своем катере «разбегался» до 35-37 узлов при нормированных двадцати. Но во все времена мы мечтали о большей скорости.

И вот читаю сообщение на сайте «Вестей»: «До максимальной скорости катер «Гарпун» пока не разгоняли - королевство маловато. Ширина Выборгского залива, где сейчас обкатывают новинку, составляет всего несколько метров, а крейсерский ход судна - почти 60 узлов».

Это же настоящий полет над водой. И эти выводы подтверждает испытатель Выборгского судостроительного завода Сергей Лапин:

- Когда катер набирает скорость, ощущение такое, что ты в самолете. Только не в пассажирском кресле, а в кабине пилота.

Но это еще не все. Ведущий специалист НПК «Ленпромавтоматика» Владимир Жандаров поделился с журналистами:

- Когда у катера появляется крен, выдвигаются интерцепторы, которые компенсируют наклон корпуса. То же самое происходит и с дифферентом.

Оригинальная система управления позволяет девятнадцатиметровому катеру даже в трехбалльный шторм идти как по штилевому морю. На «Гарпуне» применено российское ноу-хау - в подводной части корпуса выдвигаются управляемые компьютером закрылки, которые поднимают корпус над водой. Сам корпус построен из алюминиевого сплава. Судно оснащено силовой установкой 16V2000М90 мощностью 1343 кВт. В качестве движителей и одновременно рулей использованы водометные насадки. Дедвейт новостроя составляет 30 тонн. Дальность плавания при скорости 40-50 узлов - 300 миль. Экипаж - 4 человека. На вооружении - 37-миллиметровая артиллерийская установка

АК-306 и ракетно-артиллерийский комплекс. Следует еще добавить, что опытный образец стоимостью почти в 3 миллиона долларов на Выборгском судостроительном заводе построили за четыре месяца. Мощности завода позволяют закладывать до двадцати корпусов в год.

Юрий ЗОРИН