Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 16 сентября 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 16 сентября 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Святой Георгий» и его командир Ризнич

Версия для печатиОтправить статью другу

Одна из первых в России подлодок начинала свою службу в Архангельске

9 сентября 1917 года к Соборной пристани Архангельска подошла малая подводная лодка «Святой Георгий». На борту его была русская команда, которую возглавлял старший лейтенант русского флота Иван Иванович Ризнич. Корабль и его экипаж проделали долгий и трудный путь из Италии, где лодка строилась, через охваченные войной моря Европы.

ЭТОТ исторический факт стал известен мне совершено случайно еще в юности. Было это уже после войны. Моя мама работала тогда в лаборатории Архангельского водорослевого комбината и была знакома с Ксенией Петровной Гемп - человеком разносторонних интересов и познаний. Она, как известно, долгое время занималась научными исследованиями как раз в области переработки морских водорослей и, бывало, заходила к нам домой, чтобы обсудить с мамой кое-какие производственные дела. Естественно, иногда и мне доводилось беседовать с ней. И вот однажды, узнав, что я по своей работе связан с подводным флотом, Ксения Петровна заметила, дескать, и ей в юности довелось побывать на подводной лодке, которая пришла в Архангельск в семнадцатом году. Речь, как выяснилось, шла как раз о «Святом Георгии». Оказалось, что и со старшим лейтенантом Ризничем она познакомилась тогда же. Сейчас я уже и не вспомню всех деталей ее рассказа о посещении подлодки, но, помнится, он произвел на меня очень сильное впечатление. Интерес мой к истории появления «Святого Георгия» в Архангельске был велик, но только много лет спустя я стал собирать публикации и материалы по этой теме. Стали проясняться все новые и новые детали о подлодке «Святой Георгий» и ее отважном командире.

Безумству храбрых...

В сентябре 1914 года с итальянской верфи «ФИАТ» была угнана малая подлодка, строящаяся по заказу России. Похитителем был признан отставной итальянский мичман А. Беллони. Он, оказывается, намеревался поднять русский флаг и вступить в войну против Германии на стороне России. Однако по прибытии в Аяччо (Корсика) подлодка была арестована французскими властями и возвращена на верфь. Одно время правительство Италии планировало реквизировать эту подлодку для нужд собственного флота, но фирма «ФИАТ» построила для ВМС Италии несколько крупных подлодок, и к 1917 году нужды в малых лодках уже не стало.

Российский морской Генеральный штаб принял решение принять у итальянцев подлодку и уже с российским экипажем направить ее на Русский Север, для защиты Кольского залива. Вскоре в итальянском городе Специя появились моряки под командованием старшего лейтенанта И.И. Ризнича. Лодке дали имя «Святой Георгий», русский священник освятил ее корпус 7 мая 1917 года, и 13 июня она покинула Специю. После захода в Геную корабль взял курс на Гибралтар. Начиналась опаснейшая одиссея русских моряков, поведших подлодку вокруг Европы.

Уже в океане на корабле вышел из строя мотор-генератор компаса. Тогда же была сделана запись в навигационном журнале: «Зайдя за мыс Сан-Винсент, встретили свежий норд. Зыбь крупная, сильно заливает. Подводная лодка принимает много воды»... Однако командиру удалось вывести «Святого Георгия» из штормовой полосы и благополучно привести его в Лиссабон. На рейде этого города лодка стала 6 июля.

Здесь морякам пришлось перебрать и просушить моторы корабля, перископы. После Лиссабона предстоял самый опасный участок маршрута - переход в Англию. Шла война, и все подходы к Британским островам блокировались немцами. Пять суток русская лодка пробивалась через штормовой Бискайский залив. Им откровенно везло: удачно обошли минные поля, и однажды торпеда, пущенная кайзеровской подлодкой, прошла у них за кормой.

24 августа «Святой Георгий» оставил главную базу британского флота в Скапа-Флоу и взял курс к норвежским берегам. У мыса Нордкап подлодка попала в жестокий шторм. Ризнич приказал остановить дизель и задраить верхний люк. Всю ночь «Святой Георгий» пытался держаться носом против волны, «выгребая» на электромоторах. Кое-кто из команды уже начал переодеваться в чистое белье, чтобы, как водится, принять свою смерть в океане, но и здесь русские моряки в конце концов перебороли стихию. 9 сентября они прибыли в Архангельск.

Морской министр России адмирал Вердеревский в приказе по флоту записал: «Этот блестящий, исключительный по условиям плавания переход лодкою малого водоизмещения в осеннее время свыше 5.000 миль через ряд зон расположения германских подводных лодок, минных заграждений наглядно показывает, что офицерам и матросам, сплоченным взаимным уважением и преданным своему делу, не страшны не только поставленные врагом всевозможные преграды, но и сама стихия. Родина вправе будет гордиться беспримерным в истории подводного плавания переходом подводной лодки малого водоизмещения из Италии в Архангельск».

Весь экипаж корабля был награжден медалями, а командир И.И. Ризнич получил орден Святого Владимира

4-й степени с мечами и с бантом, а также и повышение в звании - капитан II ранга.

Дальнейшая судьба

В ноябре 1917 года «Святой Георгий» стоял на ремонте в Архангельске. 17 февраля 1918 года его экипаж перешел на сторону Советской власти, корабль переименовали в «Коммунар». Уже в августе того же года город оккупировали войска Антанты, и команда подлодки увела «Коммунара» вверх по Северной Двине, где, к слову, и посадила на мель. Только после освобождения Архангельска лодку попытались ввести в строй, но к этому времени она уже морально устарела, и ее в конце концов передали ЭПРОН, которая использовала лодку в качестве судоподъемного понтона, а затем вообще разрезали на металл. Так сложилась судьба подлодки на Севере.

Что же касается кавторанга Ризнича, то есть достоверные свидетельства, что до 1918 года он находился в Архангельске. А вот дальнейшая судьба офицера неизвестна. По одной из версий, он погиб в Шанхае летом 1923 года, когда пытался вернуть в Россию угнанное в Китай русское торговое судно.

Родословная героя

История рода Ризничей в России такова. Дед Ивана Ивановича - Иван Стефанович, серб, родился в Триесте в 1792 году, в 1822 году приехал из Вены в Одессу, где основал контору по хлебному экспорту. Энергичный, хорошо образованный, владевший несколькими языками, увлекающийся музыкой и театром коммерсант занимал в Одессе видное положение. Говорят, якобы его знал даже

А.С. Пушкин, а через свою жену, графиню П. Ржевусскую, он состоял в родстве с Оноре де Бальзаком. Не удовлетворившись положением эммигранта, дед принял русское подданство, получил дворянство и чин статского советника. В дальнейшем Иван Стефанович служил директором Киевской конторы коммерческого банка. Его младший сын Иван и стал отцом офицера-подводника Ивана Ризнича, который родился 19 января 1878 года.

Морской офицер Ризнич окончил Морской кадетский корпус и с 1895 года служил на Черноморском флоте, во флотском экипаже, на эскадренном броненосце «Синоп», на минном крейсере «Гридень», на крейсере II ранга «Память Меркурия», на броненосце «Георгий Победоносец». На двух последних кораблях Иван Ризнич нес службу в должности водолазного офицера, и, вероятно, это обстоятельство привело его в 1904 году к стажировке на «Дельфине» - первой русской субмарине, у самого первого русского подводника

М.Н. Беклемишева.

Затем офицер Ризнич принял на стапеле Невского завода новую подлодку «Щука». Он же ее достраивал и испытывал. После «Щуки» в послужном списке Ивана Ивановича значатся лодки «Лосось» и «Белуга»,но наибольших успехов офицер достиг на лодке «Стерлядь». На ней он сумел в шторм перейти из Либавы в Ригу без кораблей сопровождения, что по тем временам считалось большим достижением. Обобщая свой опыт, Ризнич написал брошюру «Подводная лодка «Стерлядь», которую оценили как первый учебник по практике подводного плавания. За успехи в организации первого русского подплава И.И. Ризнич был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

Первый подплав

В 1907 году в Либаве капитан I ранга Э.Н. Щаснович организовал учебный отряд подводного плавания. Подводная мощь России начиналась именно с этого отряда. Щаснович лично отобрал в его состав 7 офицеров и 20 матросов. И.И. Ризнич был зачислен в отряд на должность обучающего.

У Щасновича было все новым - и каждый метр глубины, и каждая походная миля. Энтузиасты подплава первыми стали на порог неизвестного. Пионеры-подводники учились не в классах, а в походах, где, случалось, садились на мель, тонули, горели. Щаснович разработал тактику боевых действий подлодок, методику обучения их экипажей, заложил основы профессионального отбора подводников, изучал психологию людей, заключенных в тесное замкнутое пространство корпуса. Этот основатель русского подплава вникал буквально во все детали, вплоть до вопросов покроя дождевика для моряков верхней вахты или же замены казенной водки на грог, «ибо последний обладает более сильным противопростудным действием».

Однажды одна из лодок учебного отряда вернулась из Риги в Либаву с опозданием на несколько суток. Как оказалось, ее командир не посмел нарушить приказ начальника отряда на закупку горючего у частных лиц и в результате опоздал. В приказе по этому поводу Щаснович записал: «К сведению господ офицеров, впредь руководствоваться только интересами дела, даже если приходится поступать вразрез с моими распоряжениями».

Во время службы в учебном отряде И.И. Ризнич составил первый «Словарь командных слов по управлению подводными лодками». Поход любой российской лодки начинается с команды «По местам стоять. К погружению!», и поскольку известный тост подводников требует абсолютного равенства числа погружений числу всплытий, то и заканчивается всякий поход командой «По местам стоять. К всплытию!». Автор этих команд - подводник И.И. Ризнич. А быть может, Иван Иванович еще и автор упоминаемого тоста?!

Заблуждения адмирала

Первые шаги по становлению российских подводных сил не были легкими. О будущем подводных лодок шли ожесточенные споры. Достаточно сказать, что крупный военный теоретик

А.Д. Бубнов писал: «В открытом море подводные лодки не имеют никакого боевого значения». Ему еще более резко вторил офицер морского корпуса Генштаба капитан-лейтенант, а в будущем адмирал А.В. Колчак: «Идея замены современного линейного флота подводным может увлечь только дилетантов военного дела. Специально минный или подводный флот - фиктивная сила».

Тогда в защиту подводного флота выступили молодые офицеры И.И. Ризнич, М.М. Тьедер, С.Н Власьев и другие. Противоборство зашло так далеко, что офицерам Ризничу и Тьедеру пришлось снять погоны - уйти в отставку. Но и оказавшись вне флота, они не сдались, не отказались от своих убеждений - выступали с лекциями, публиковали статьи и брошюры в защиту своих идей.

К их аргументам в конце концов прислушались. В 1911 году Россия начала строить большие подводные лодки - «Акула», «Барс», «Кашалот», «Нарвал»... Но служить на этих кораблях

И.И. Ризничу уже не довелось.

В начале Первой мировой войны лейтенанта Ризнича вновь призвали во флот и назначили командиром подлодок специального назначения. Это были корабли маленького, всего 35 тонн, водоизмещения. Базировались лодки в Пярну и боевых действий не вели. В 1916 году дивизион вообще разбросали по разным морским театрам, и Ризнич с флагманской лодкой оказался на Дунае, в портовом городе Рени. Именно из Рени его и отправили в Италию, чтобы принять «Святого Георгия».

Надо сказать, в то время Ризнич находился в подчинении у командующего Черноморским флотом адмирала Колчака, и по праву начальника именно Колчак назначил командира «Святого Георгия». По этому поводу существует несколько толкований упомянутого решения адмирала. Одни считают, что Колчак, сознавая почти полную безнадежность предстоящего плавания, таким образом «отомстил» своему оппоненту. Другие считают, что Ризнича назначили командиром как раз потому, что он являлся самым опытным офицером-подводником. Так или иначе, но с порученным делом офицер

И.И. Ризнич справился блестяще.

Заключить хотелось бы словами известного советского подводника Григория Ивановича Щедрина: «Мне доводилось командовать подводной лодкой «Малютка» (М-5) на Тихоокеанском флоте, сравнимой по своим размерам со «Святым Георгием», и я вполне могу оценить на собственном опыте величие подвига экипажа и командира «Святого Георгия». Это было по плечу лишь дружному, крепко спаянному экипажу, возглавляемому бесстрашным командиром. Ризнич сумел создать на корабле атмосферу человечности, взаимного доверия и уважения».

Лев САМЫЛОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Культура   От первых паровиков  |
Происшествия   Высокая цена молчания  |
Мир   SOS прошлой недели  |  Танкеры уже грозят природе  |  «Киев» открыт для туристов  |
Северодвинск   Моряк с крейсера «Киров»  |  «Синдуратне» дадут гарантию  |  В моря ушли гардемарины  |  «Звездочка» блеснула в Аалесунде  |
Россия   Родные причалы  |  От парусных шхун до атомоходов  |  Акулий экстрим в Москве  |  Новости из портов  |  Информация с верфей  |  Земля Императора Николая Второго  |  Золото «Хрущева»  |  Информация с верфей  |  Военное обозрение  |  Летающий «Гарпун»  |  Новости из портов  |  На морских широтах  |  «Жижгин»: из Енисея в Неву  |  В дальние воды  |  ПС-818 - новый вымпел морских частей ФПС  |  Эхо трагедии К-159: послесловие имеет тенденцию к продолжению  |  Модуль МКС приводнился у Геленджика  |  У всех на устах  |  «Tango» под мостами  |  «Гидролог» проверит радиацию  |  БЕГУЩАЯ СТРОКА  |  Экспедиция гидрографа «Котцова»  |  ВМФ новой Эпохи  |
Общество   Великое дело Петра Великого  |  «Святой Георгий» и его командир Ризнич  |  Последнее плавание Капитана  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2003
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com