Корабельная сторона
Номер от 9 сентября 2003 г.

К-159 - это как дурной сон
Специалисты комментируют последние события на месте гибели атомной лодки

4 сентября тело одного из погибших моряков подлодки - капитана III ранга Юрия Жадана - было доставлено в Петербург. Тело еще одного моряка - старшины 1-й статьи Евгения Смирнова - было также отправлено к месту захоронения - в Кировскую область.

ДНЕМ раньше Главный военный прокурор Александр Савенков сообщил о предъявлении первого обвинения по делу о гибели подлодки К-159. Капитан второго ранга Сергей Жемчужнов, который был заместителем командира дивизиона подводных лодок, обвиняется по ст. 352 УК РФ в нарушении правил кораблевождения. По мнению следователей, вина Жемчужнова состоит в том, что он принял решение о транспортировке К-159, несмотря на неблагоприятные погодные условия. Ему грозит от 3 до 10 лет лишения свободы.

В настоящее время в Североморске продолжаются следственные действия. Комментировать их ход в военной прокуратуре Северного флота отказались.

В Североморск вылетела группа экспертов из конструкторского бюро «Малахит» (Санкт-Петербург), которое занималось разработкой атомных подводных лодок проекта 627. Они планируют на месте ознакомиться с обстоятельствами гибели К-159 и оценить возможные последствия аварии. Кроме того, они примут участие в разработке проекта по подъему подлодки.

Главный инженер бюро Виталий Остапенко сообщил, что анализ ситуации и расчеты предстоящей операции по подъему займут три-четыре месяца. Он же высказал убеждение, что в этом году поднять К-159 не удастся из-за погодных условий. Скорее всего, речь может идти о весне-лете 2004 года. До момента завершения операции тела погибших членов экипажа останутся внутри субмарины. Их поиск в корпусе лодки сегодня ведут специальные видеокамеры дистанционного управления. Тела можно будет извлечь только после подъема К-159, так как диаметр рубочного люка не позволяет водолазу проникнуть внутрь лодки. Поднимать же лодку нужно обязательно, поскольку необходимо произвести полную выгрузку активной зоны ее реактора.

«Корабли Северного флота будут охранять район гибели АПЛ вплоть до ее подъема», - заявил начальник Главного штаба ВМФ РФ адмирал Виктор Кравченко.

Высказался по поводу произошедшего и Александр Покровский, бывший подводник, капитан II ранга, а ныне известный писатель, автор таких популярных книг о нашем флоте, как «Расстрелять!» и «72 метра». Его мнение, выраженное в свойственной ему саркастической манере, представляется нам любопытным:

- Лодка утонула, с ней на дно пошли люди. Конечно, за все отвечает командир соединения, и его обязательно отдадут под суд, с должности снимут, уволят в запас. С другой стороны, система виновата сама. Гремиха - это теперь отстойник. Там в основном находятся корабли. А если корабли стоят на приколе, то гниет, прежде всего, не корабль, а специалист. Немедленно он лишается всех своих замечательных качеств и превращается в сторожа. Какой спрос со сторожа? У него же все свойства человека с ружьем - он вину на себя брать не будет. Он про всех других тут же расскажет, а ему есть про что рассказать, поверьте мне.

Подобный переход лодки теми силами и средствами, которые в ходе его продемонстрировали всему миру наши доблестные Вооруженные Силы, по-своему уникален, а потому осуществляется не только средствами базы в Гремихе, а всего Северного флота. То есть руководит им штаб, а значит, и командующий Северным флотом. А так как такое перемещение выходит за рамки обычного, то к руководству операцией имеет непосредственное отношение Главный штаб ВМФ и лично главком.

Так как министр обороны будет бороться с разгильдяйством показательно, то и суд, скорее всего, будет большой и показательный. Получится ли из этого фарс? Обязательно, ведь на скамью надо сажать государство, а как этот танк посадишь? Так что начнется все, мне кажется, громко и тихо сойдет на нет. А кап-два достанется больше всех. Это к вопросу о стрелочниках.

Что могло случиться с лодкой? Поясню вам в стиле «для домохозяек», потому что моряки, как сказал заслуженный адмирал Кравченко, «и так знают» (фраза адмирала, прозвучавшая в эфире телевидения. - Прим. ред). Лодку ведут на распил. Что надо сделать прежде? Надо проверить ее герметичность. Закрывается верхний рубочный люк и включается вентилятор. Он выгоняет воздух из лодки наружу. В лодке создается вакуум. Как только создали его, запирают запоры и смотрят, как этот вакуум падает, сильно или несильно. Несильно - лодка герметична, точнее, герметичен ее прочный корпус. Но есть еще и легкий корпус, а в нем есть емкости - ЦГБ - цистерны главного балласта: носовая, кормовая, средняя. Если лодка в надводном положении, то в ней все ЦГБ продуты воздухом. Заполняются они перед погружением.

Лодка - это бочка. Герметичная бочка остается на плаву, причем она может остаться на плаву как над водой (ЦГБ продуты), так и под водой (ЦГБ заполнены). Теперь представьте, что лодка стоит у пирса лет двадцать. Железо ржавеет. Насквозь. И прежде всего ржавеет легкий корпус. ЦГБ дырявые. Продуешь их воздухом, но через небольшие отверстия (дырки из-за ржавчины) этот воздух начинает вытекать, и ЦГБ снова заполняется водой. Лодка тяжелеет, а после этого тонет, даже если прочный корпус сверхгерметичен.

Если на лодке есть люди, они не дадут ей утонуть - вот такой принцип. И именно в соответствии с этим принципом на К-159 посадили людей. Риск? Да. Потрясающий риск, потому что от Гремихи на понтонах до Мурманска идти не меньше четырех суток. Скорость невелика. Один-два узла, иначе концы лопнут. Почему на понтонах? Потому что у нее ЦГБ, по всей видимости, дырявые, и воздуха из собственной системы ВВД для их постоянной продувки не хватает. Нет на ней ничего, и, прежде всего, нет света, потому что батарея старая. Рядом идет корабль сопровождения, и с него, как сказал адмирал Кравченко, через люк подаются в лодку шланги с воздухом (подозреваю, что вместе с кабелями нештатной электропроводки). Поразительно! Рядом с этим люком и с этими шлангами должна стоять постоянная вахта, которая, чуть чего, перерубает шланги и герметизирует лодку. А тут все открыто! Поразительно.

Десять человек не смогут «осматривать отсеки на предмет герметичности». Во-первых, там, в отсеках, полутьма, во-вторых, их - этих людей - для нормального и постоянного осмотра отсеков просто не хватает. Раз в полчаса положено делать доклад. Но это же люди! Они спать должны в течение этих минимум четырех суток перехода. Они должны спать несколько часов, чтоб не пребывать потом в обмороке, а нести вахту.

Кстати, о вахте. Если лодку ведут на понтонах, людей на ней вообще быть не должно. Она необитаема. На ней может периодически появляться команда, которая проверяет крен, дифферент и обходит отсеки, осматривая их на предмет заполнения водой. Для этого не надо сидеть на лодке; достаточно подойти к ней на катере, взобраться по штормтрапу, потом спуститься, обойти и выйти. Это всякий раз очень серьезная операция, но она не рискованней той, когда люди просто сидят в полутьме на лодке в количестве десять человек, а им по шлангам что-то там подается.

Волнение моря в три балла - дело обычное. Вся эта конструкция - лодка, понтоны, тросы, кабели, шланги и корабль обеспечения - колышется с волны на волну и держится только по воле Божьей. Но вот эта воля закончилась: лопнуло, и понтоны разошлись. Лодка зарывается в воду носом или кормой и с открытым люком начинает тонуть. Тонет она, по сведениям, полученным от телевизора, чуть ли не сорок минут. Почему люди ее не покинули? Не было команды? Кто отдает такую команду? Говорят, что это предстоит выяснить. Ну-ну.

Пока они выясняют, могу сказать, что на лодке средствами спасения экипажа являются плоты ПСН-3 или ПСН-5. Весят они сто килограммов, и для того, чтоб их вытащить с лодки, надо снимать вертикальные трапы. Удобнее всего при такой экзотической буксировке иметь их привязанными на верхней палубе, а людей внутри (повторюсь триста раз) лучше вообще не иметь. И потом, людям, если они все же там есть, лучше бы быть одетыми в водолазные свитера и вязаные брюки из верблюжьей шерсти, а водолазное снаряжение для них на всякий случай лучше вынести на ту же верхнюю палубу, прикрутив рядом с плотиком, а то внутри его надевать - никогда не вылезешь.

Все, что случилось, это как дурной сон. Идиотия какая-то... Интересно, а сколько таких лодок таким макаром они все же провели? И на какой обломилось?.. В этом месте самое время вспомнить о том, что кто-то там в Москве страдает по случаю невозможности удвоения ВВП! Спустились бы они на землю - у них вокруг средневековье.

Надо ли лодку поднимать? А чего бы не потренироваться. Говорят, что пока есть Министерство обороны, МЧС без работы не останется. Конечно, реактор на дне - это нехорошо. Но и не смертельно - в ил затянет. А что у нас затягивает в ил, то не скоро на свободу вырвется.

Подготовил Олег АНДРЕЕВ