Корабельная сторона
Номер от 9 сентября 2003 г.

ВМФ новой эпохи
Каким должен стать флот России в наступившем столетии

«Корабельная сторона» в №33 от 26 августа этого года в материале «ВМФ новой эпохи» познакомила читателей с некоторыми тезисами аналитической записки, сделанной в ЦНИИ имени академика Крылова и посвященной будущему морских сил. Сегодня есть резон вернуться к теме.

ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ в предыдущей публикации принципы строительства ВМС характерны для многих стран. Они в значительной мере меняют устоявшиеся традиции. Изменившиеся условия строительства военно-морских сил, замечают авторы аналитической записки, требуют значительного расширения круга научных исследований, в первую очередь поисковых работ по обоснованию программ вооружения и облика перспективных кораблей.

Перспективные корабли

Для новых кораблей аналитики ЦНИИ имени академика Крылова особенно выделяют следующие критерии:

- многофункциональность корабля в целом;

- универсальность оружия и радиоэлектронных систем;

- высокий уровень скрытности по физическим полям;

- повышенная стойкость и живучесть при поражении различными видами боеприпасов;

- максимальная совместимость с кораблями ВМС других стран в обеспечение взаимодействия в операциях;

- высокая степень экологической безопасности;

- улучшенные условия обитаемости.

Если эти критерии спроецировать на существующий Российский флот, то можно прийти к выводу: наши корабли, обладая высокими характеристиками оружия, не очень удобны в эксплуатации. Кроме того, многофункциональность стала проявляться в значительной степени лишь в последние годы советского периода. Достаточно напомнить, что для каждой новой баллистической ракеты СССР проектировал совершенно новую лодку. Похожая ситуация складывалась и с надводными кораблями, за исключением, пожалуй, авианосцев, которые, как известно, вооружались и мощными ракетными комплексами. Тем не менее задачи, которые традиционно ставились перед флотом, были не столь широкими, как сейчас. И получилось, что флот, доставшийся России от Советского Союза, можно назвать морально устаревшим.

Подводные силы

Развитие подводных ракетоносцев стратегического назначения как основы морских стратегических ядерных сил будет по-прежнему осуществляться в рамках международных договорных ограничений.

Учитывая общую тенденцию сокращения ядерного оружия и развитие высокоточных крылатых ракет с неядерными боеприпасами, через 20-25 лет облик кораблей этого типа может претерпеть существенное изменение. В этой связи ряд наблюдателей называют строящиеся российские подводные «стратеги» проекта 955 кораблями вчерашнего дня. Впрочем, и их американских «коллег» нельзя отнести к кораблям XXI века. И пока строящиеся российские лодки можно считать более современными, если они будут отвечать минимальным критериям, приведенным выше.

Многоцелевые атомные подводные лодки будут развиваться по пути многофункциональности и универсальности. Особое внимание в развитии подводных лодок этого типа будет по-прежнему уделено снижению уровня шумности, совершенствованию гидроакустического вооружения и снижению уровня других полей. Применение на многоцелевых атомных подводных лодках высокоточных крылатых ракет с неядерной боевой частью придаст этим подводным лодкам качество стратегического оружия сдерживания. Наблюдатели отмечают, что, несмотря на превосходство российских лодок по некоторым техническим параметрам над западными аналогами, последние смотрятся выигрышнее в плане их систематического массированного применения.

Если многоцелевые атомные подводные лодки имеются в настоящее время в составе ВМС только пяти стран, то дизель-электрические лодки состоят на вооружении во флотах 43 стран мира. Их общее количество составляет около 380 единиц. Развитие этих подводных лодок, в особенности «прибрежных» подводных лодок ограниченного (как правило, 1000 тонн) водоизмещения, в ближайшие годы пойдет в направлениях:

- увеличения мощности и внезапности наносимого удара за счет роста количества боеготового оружия;

- повышения скорости полного подводного хода для обеспечения перехвата кораблей и транспортов вблизи своего побережья и нанесения опережающих ударов;

- увеличения непрерывной подводной автономности;

- предельно возможного уменьшения физических полей, в первую очередь полей электромагнитной группы, для достижения максимальной скрытности в режиме патрулирования;

- комплексной автоматизации процессов управления движением, техническими средствами и оружием для снижения численности экипажей.

Большой эффект для подводных лодок этого типа даст применение на них анаэробных энергетических установок, наиболее перспективными из которых, скорее всего, будут установки единые.

В этом направлении у российского судостроя имеется существенный задел. Наши ДЭПЛ имеют очень хорошие характеристики. Они успешно экспортируются. А в соотношении цена - эффективность фактически не имеют себе равных.

Если признать справедливость выводов, сделанных аналитиками ЦНИИ имени академика Крылова, то получается, что нашему государству в ограниченный период времени придется полностью поменять свои подводные силы. И это только с учетом морального старения кораблей. Вероятно, в ближайшие годы все российские верфи, традиционно строящие подводные лодки, получат большие заказы. Во всяком случае, на флагмане отрасли - северодвинском Севмаш-предприятии, по некоторым сведениям, уже начинают расчищать стапели от долгостроев.

Публикацию подготовил Владимир ВОЛОДИН