Новая трагедия на Северном флоте. Сообщаем подробности
В ночь на 30 августа в Баренцевом море во время буксировки затонула атомная подлодка К-159. Лодка относилась к первым торпедным АПЛ, строившимся по проекту 627А. Последнее время она находилась в составе так называемого дивизиона отстоя на акватории ВМБ Гремиха, и ей предстояла утилизация.БУКСИРОВКА АПЛ К-159 на СРЗ-10 «Шквал» началась еще 28 августа. Здесь предстояло выгрузить активную зону реактора лодки для дальнейшей утилизации корабля. Лодку буксировали, обеспечивая ее остойчивость при помощи четырех понтонов. На борту корабля находились 10 человек из ее экипажа. На подходе к острову Кильдин, а это район близ основного фарватера, ведущего в Кольский залив, стропы одного из понтонов оборвались, и лодка, потеряв остойчивость, быстро затонула. Такова первая и официальная версия случившегося. После сигнала «SOS» Непосредственное руководство поисково-спасательной операцией возглавил вице-адмирал С. Симоненко. Первыми вышли в море корабли и суда поисково-спасательных сил Северного флота: буксиры «Памир» и «Алтай», за ними специальные суда «Михаил Рудницкий» и «Герман Титов», в район аварии вылетели самолеты Ил-38 и Ан-26. В этот момент в районе острова Кильдин волнение моря составляло 3 балла, температура воды плюс 10 градусов.На месте погружения лодки спасатели сумели обнаружить троих моряков с К-159. Двое были подняты на борт без признаков жизни. Имя третьего, спасенного моряка - Максим Цибульский - командир группы дистанционного управления, старший лейтенант. Глава Минобороны РФ С. Иванов немедленно доложил В. Путину, который в это время находился с визитом в Италии, о произошедшем с атомной подлодкой. По распоряжению министра обороны на главную базу Северного флота вылетел главнокомандующий ВМФ России В. Куроедов. Туда же для организации расследования вместе со следственной группой направился и Главный военный прокурор. Из первых уст На первой же пресс-конференции, организованной вскоре после получения информации о ЧП, начальник штаба ВМФ В. Кравченко заявил буквально следующее: «Задача - как можно быстрее обнаружить личный состав и поднять их из воды. К сожалению, надежд на спасение живых очень мало, учитывая погодные условия на сегодняшний период времени на Северном флоте. Как вы знаете, человек может находиться в такой воде не более 30-40 минут». Относительно опасений норвежской стороны по поводу радиационного заражения акватории адмирал сделал следующее заявление: «Радиационный фон в этом месте нормальный, поскольку в 1989 году оба реактора были заглушены и приведены в состояние ядерной безопасности». Тогда же В. Кравченко сделал чрезвычайно ответственное заявление: «Подлодку обязательно поднимут для дальнейшей утилизации».Эксперты сразу же высказали мысль о том, что причина ЧП с К-159 может заключаться в нарушении правил буксировки. Такое мнение первым озвучил бывший командующий Черноморским флотом России Э. Балтин: «Подлодку нельзя было буксировать. Ее следовало «законвертовать» - заварить все забортные отверстия, потом задраить верхнерубочный люк и тоже прихватить его сваркой. Людей там не должно было быть. А если решили буксировать подлодку с людьми, необходимо было предусмотреть аварийно-спасательное обеспечение и назначить старшего перехода, а не капитана буксира». Любопытно еще одно высказывание адмирала: «В 1983 году я выходил на К-159 в море. Это был последний выход субмарины. Она еще тогда у меня тонула. Мы в подводном положении удерживались, а в надводном она теряла положительную плавучесть».К исходу вторых сутокУже в субботу, когда впервые прозвучало сообщение о том, что лодка погрузилась с открытым верхним люком, командование ВМФ официально признало, что шансов спастись у остальных моряков экипажа К-159 нет. Тогда же были названы имена погибших. Министр обороны по прибытии в Североморск сразу же заявил об отстранении от своих обязанностей командира дивизиона, в котором числилась К-159. В воскресенье на место аварии у Кильдина прибыл министр обороны РФ С. Иванов. С борта ракетного крейсера «Маршал Устинов» он наблюдал здесь за ходом работ. В этот день были использованы глубоководные аппараты. Как выяснилось, лодка лежит на глубине 238 метров с креном 3 градуса на левый борт, с открытым рубочным люком.Стали известны уточненные время и подробности аварии. В частности, было сказано, что в ночь с 28 на 29 августа в Баренцевом море буксировали еще одну атомную подлодку, подлежащую утилизации. В связи с этим у летчиков, вылетевших на поиски погибающих, якобы возникла путаница, а в итоге было потеряно драгоценное время. Некоторые вопросы все же остались без ответа. Так, неполадки на буксируемом объекте возникли после полуночи. В 2 часа 20 минут штаб флота отдал команду об эвакуации людей с К-159. Лодка затонула в 3 ночи. По какой причине моряки, получив приказ, не смогли покинуть гибнущий корабль за 40 минут, неясно. Точно так же не был дан ответ на вопросы: почему на борту К-159 не было командира перехода и почему в составе швартовной команды оказались старшие офицеры - командиры БЧ и дивизионов подлодки? Примечательно еще и то, что несколько раз прозвучали слова о намерении в будущем осуществить подъем лодки для дальнейшей ее утилизации. Итог воскресных событий подвели главком ВМФ В. Куроедов и министра обороны С. Иванов. Первый, говоря о причинах трагедии, выразил свою мысль так: «Беспечность и халатность при выполнении должностных обязанностей, инструкций и рекомендаций со стороны и руководителя перехода, и управляющего командного пункта. Другого ничего нет». Второй дополнил: «Элементы легкомыслия, надежды на русский авось, что пронесет, они, несомненно, были». И, наконец, было еще одно очень важное заявление министра обороны: «Один из главных вопросов, жен прежде всего, был связан с тем, что, по их словам, в гарнизоне Гремиха уже ходят слухи, что это их погибшие мужья виноваты в том, что списанная лодка К-159 утонула. Я заверил их, что это чушь, что никто их погибших мужей ни в чем не обвиняет, обвинять не может и не будет, тем более что руководителя перехода на борту лодки не было». Послужной список корабляПодводная лодка К-159 построена по проекту 627А на северодвинском заводе № 402 (ныне Севмашпредприятие). Заводской номер 289. Корабль заложили 15 августа 1962 года, спустили на воду 6 июня 1963 года. Подлодка вошла в строй 9 октября 1963 года. Ответственный сдатчик корабля К.М. Палкин, сдаточный механик А.С. Широкорад. Первым командиром лодки был капитан 2 ранга Б.С.Синев. В состав Северного флота корабль включен 4 ноября 1963 года. До 1967 года лодка выполнила две боевые службы общей продолжительностью 74 суток. 2 марта 1965 года, когда АПЛ находилась в море, была обнаружена микротечь левого конденсатора в системе главной энергетической установки, и лодка была вынуждена вернуться на базу. В период 1967-1968 гг. специалистами предприятия «Звездочка» на корабле был заменен парогенератор. Уже в следующем году К-159 совершила боевой поход продолжительностью 65 суток. В 1970-1972 гг. на корабле производился ремонт с перезарядкой активной зоны реакторов. В последующие три года корабль выполнил две автономки общей продолжительностью 161 сутки. В 1979 году лодка стала на ремонт в СРЗ-10, а затем в период с 1981 по 1984 гг. еще четыре раза выполняла боевые службы общей продолжительностью 138 суток. С 1985 по 1988 гг. на корабле отрабатывались задачи подготовки личного состава в море и на базе. Из боевого состава нашего флота АПЛ К-159 была выведена в 1989 году. Всего с момента постройки лодка прошла 212.618 миль за 25.364 часа. До последнего времени корабль в ожидании утилизации находился на акватории ВМБ в Гремихе.Технические данные проекта 627АВодоизмещение в надводном положении - 3.100 тонн. Водоизмещение полное - 4.069 тонн. Длина 107,4м; ширина 7,9м; средняя осадка 5,7м. Запас плавучести 300 процентов. Предельная глубина погружения 300м. Мощность энергетической установки - 35.000 л.с. Полная скорость подводного хода - 30 узлов. Надводная скорость хода - 15,5 узла. Вооружение: 8 торпедных аппаратов (533мм). Автономность - 50 суток. Экипаж 110 человек.Вместо P.S.Вынуждены отметить, что самая первая информация, поступавшая от корреспондентов с места событий, а также от руководства Северного флота, отличалась некоторой противоречивостью. В частности, назывались различные численность экипажа лодки и число спасенных, а также глубина, на которой затонула лодка. К сожалению, уроки «Курска», видимо, не всем пошли на пользу. Наш столичный брат-журналист по обыкновению спешил, порой даже не задумываясь над своими словами. Чего, например, стоит перл корреспондента российских «Вестей»: «Баржа сопровождения, которая буксировала лодку»?! О степени непрофессионализма московских телевизионщиков говорит и то, что кадры, отснятые ими когда-то в Северодвинске, шли с подстрочником «Североморск». Надо бы знать предмет, о котором говорите на всю страну, господа.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!