Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 2 сентября 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 2 сентября 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Потомки Хайреддина

Версия для печатиОтправить статью другу
Барбароссы, или Как Советский Союз возрождал «турецкий флот» в Алжире

В начале 80-х Советский Союз в рамках межправительственных соглашений оказывал дружественному Алжиру помощь в подготовке военных специалистов. Так, летом 1983 года экипажи двух советских подводных лодок образовали специальную инструкторскую группу. Один из непосредственных участников ее капитан I ранга Сергей Апрелев делится некоторыми своими воспоминаниями о том периоде своей службы.

НАШ СТАТУС не подразумевал свободного передвижения по стране. Абсолютно исключалось владение автотранспортом. В ту пору наши офицеры жили в живописном тургородке Les Andalouses на берегу Средиземного моря, построенном французами за пару лет до бегства из Алжира. От названия сквозило близостью испанской Андалузии, но местные жители утверждали, что именно обитатели противоположного, северного берега позаимствовали у них оригинальное название. Белоснежные виллы утопали в зелени пальм. Наше бунгало выходило террасой на прекрасный песчаный пляж, до моря было буквально двадцать шагов. Андалузия считалась популярнейшим местом отдыха алжирцев и «кооперанов», как величали иностранных специалистов. Последние с удовольствием здесь селились, невзирая на бесследное исчезновение вслед за французами горячей воды. Однако было бы нелепо полагать, что советского офицера можно было испугать подобными пустяками. Возможно, что квартировавшего по соседству пакистанского капитана ВВС это трогало сильней. Он обучал алжирских летчиков летать на советских МиГах, которые были весьма распространены у него дома, в китайском исполнении. Получал он примерно в пятнадцать раз больше командира советской подлодки и вряд ли был ограничен в передвижениях радиусом в 60 километров, так как ездил на собственном авто, да еще в родной пакистанской форме.

Наведалась к нам как-то инспекция из Генштаба. На завершающей встрече было предложено задать вопросы. Я сделал это в первый и последний раз:

- А почему нам платят только треть от контрактной суммы?

Ответ полковника был резок и угрожающ:

- Вы что же, сюда на заработки приехали? Да по сравнению с товарищами на Родине вы здесь просто миллионеры.

- Вполне возможно, но перед пакистанцами стыдно. Да и не съездить никуда, а ведь в Алжире есть что посмотреть... от древнеримских городов до Сахары.

Полковник смерил меня уничтожающим взглядом и произнес сквозь зубы:

- О ваших взглядах мы обязательно доложим. Копите деньги и поменьше контактируйте с кем попало, а то быстренько загремите на Родину!

В ту пору я еще не подозревал, что за этой угрозой стоит главное наказание для СВС (советского военного специалиста) - высылка домой с лишением перспективы заработка. Откровенно говоря, многие соотечественники рвались сюда именно за этим. Мы же просто пришли сюда со своим кораблем. И в этом заключалась огромная разница...

Довольно скоро стало ясно, что практически все СВС делятся на две категории: те, кто ходит в гости и соответственно приглашает, и те, кто не позволяет себе ни того ни другого, отказывая себе порой даже в элементарном. Нетрудно догадаться, что «герои-подводники» по определению не могли попасть во вторую категорию. Да и лодочные припасы немало этому способствовали. Количество друзей стремительно возрастало.

Слегка насторожил случай, когда тепло встреченный военачальник - представитель отечественного командования с так называемой «виллы» (резиденция начальства в столице Алжира), откушав, накропал бумагу, огульно обвинив всю группу в излишествах. Запомнилось начало одной из фраз этого произведения, всплывшего во время разбирательства. «В то время как все СВС после работы скромно сидят в своих жилищах...» Спасла хорошая репутация. А ведь его всего лишь угостили «лодочным» токайским, припасенным для особых случаев. Наш выбор гостей стал более избирательным.

Отрыжка Наварина

Работа была сложной, что и неудивительно, плавать-то по-прежнему приходилось под водой, но уже не с отработанным, сплаванным экипажем, а с людьми, впервые попавшими на подводную лодку. К тому же на лодке звучало, по меньшей мере, четыре языка. По мере отработки алжирцев наших оставалось все меньше, причем процесс был далеко не пропорциональным. Все подводники в алжирском флоте были добровольцами. Несмотря на это, текучесть кадров, особенно среди личного состава энергетических отсеков, была весьма ощутимой. Там, где помимо традиционного шума температура достигала 60 градусов, служба была особенно трудной. Неудивительно, что частенько матросы, да и сержанты (в ВМС Алжира все звания сухопутные. - Прим. авт.) дезертировали. Кто-то бежал во Францию, кто-то в Марокко. Чаще всего это зависело от наличия «родственников за границей». Некоторые скрывались неподалеку. Порой кого-то даже удавалось поймать, после чего срабатывала стандартная схема. Отбыв годичный срок в военной тюрьме, бедолага возвращался на родную субмарину, что зачастую рассматривалось им как высшая мера наказания.

Однако, оглядываясь на историю, нельзя отрицать, что костяком османского флота, столетиями наводившего ужас на экипажи европейских судов и население прибрежных городов, были алжирские корсары - умелые моряки и свирепые бойцы. Чего стоит один лишь Хайреддин Барбаросса? Поэтому примечательна шутка, прозвучавшая во время одного из официальных и весьма представительных приемов из уст одного из алжирских командиров:

- Вы ведь разгромили турецкий флот при Наварине? Вот теперь и помогайте возрождаться...

О подавляющем большинстве своих алжирских товарищей и учеников я храню самые теплые воспоминания, не мешающие, впрочем, время от времени рассказывать анекдоты об их непутевых товарищах...

Равноудаленность от блоков

Все советские военные специалисты жили в 16-этажных железобетонных домах со всеми удобствами, но без центрального отопления. А холод, доложу я вам, на северном побережье Африки из-за ветра с моря порой напоминал южное побережье Баренцева моря. Наши дома образовывали специальную «резервацию», как мы любовно называли свое поселение в окрестностях города Арзев, окруженное решетками и под вооруженной охраной. Обстановка в середине 80-х в Алжире была вполне спокойной и стабильной. Поэтому все это смотрелось довольно странно на фоне многочисленных живописных городков разнообразных итальянских, французских и американских компаний, раскинувшихся по соседству. Арзев был и остается известным центром газонефтеперерабатывающей промышленности Алжира. Обитатели этих «кампов» в свободное время занимались спортом, разъезжали по стране и уж, конечно, не нуждались в выколачивании транспорта для поездки семей на пляж и городской базар.

- Почему нам опять отказали в автобусе для поездки на пляж? Народ в выходные изнывает от жары, - спросил я как-то в знойный полдень алжирского командира базы.

- А что, разве пешком далеко?

- Для бешеной собаки и 30 километров не крюк, как у нас говорят. Я тоже могу себе это позволить, а вот женщинам с детишками трудновато.

- Видите ли, товарищ Апрелев, - примирительным тоном продолжал командир базы, - когда из автобуса на пляж вдруг выходит большое количество русских, это сразу бросается в глаза.

- А если туда же подъезжает несколько автомашин с американцами или французами?

- Это совсем другое дело! Машины-то ведь частные, а автобус - военный.

Таким образом, подтверждался знаменитый принцип равноудаленности от блоков - краеугольный камень Движения неприсоединения, в котором Алжир был видным членом.

Применительно к нашему флоту это выражалось также и в разрешениях на визиты кораблей. К примеру, зашел советский БПК в Аннабу. Следующее «добро» получалось только после того, как в Алжир или Оран зайдет американский или французский корабль. И наоборот. Мы это прекрасно понимали, хотя, с другой стороны, было немного обидно, так как большинство кораблей в алжирском флоте были советские.

Но в целом отношения были вполне радушные и доверительные. Большинство алжирских офицеров оканчивали наше ВВМУ в Баку или учебный центр ВМФ в Поти. Лишь часть офицеров проходили обучение в итальянской академии, а также в Югославии.

Секреты в мусоропроводе

Непривычным было также отношение местных офицеров к документам, так как у нас на флоте издавна считалось, что «сгореть» проще всего на «секретах». Как-то после торпедных стрельб я затребовал у старпома-алжирца, капитана Несиба графическую часть отчета, которая у нас, несомненно, являлась секретным документом. То, что эта схема существует в природе, я не сомневался, так как не далее чем вчера участвовал в ее создании. Через день Несиб, прекрасный офицер по всем статьям, заявил, что, к сожалению, это невозможно, так как он захватил схему домой, а жена, видимо, не догадываясь о важности документа, сначала в него что-то завернула, а потом и вовсе... спустила в мусоропровод.

Зато многие организационные решения были явно достойны подражания. Интересно решался вопрос с помывкой посуды силами вахты и... боевых подводных пловцов. Личный состав корабельной вахты был настолько занят, что не тратил времени на помывку посуды, а после каждой трапезы использованный комплект отправлялся за борт, до тех пор, разумеется, пока было что бросать. Как только становилось ясно, что больше нечего, вызывалось подразделение боевых пловцов, которые за полчаса доставали с песчаного дна весь комплект. Лодки, как наивысший по рангу корабль в ВМС, швартовались к причалу А, где в недалеком прошлом стояли французские авианосцы, и глубина там была соответствующая - 15-20 метров. Извлеченные из воды тарелки и кружки оказывались практически чисты, да и человеко-лягушки были не прочь потренироваться.

Где же ваша борода?

В ту пору в алжирском флоте был один-единственный полковник, главком и член политбюро правящей партии АНДР (ФНО) Беннелес. Это был импозантный, энергичный мужчина, имевший большой авторитет на флоте. Его связывали личные, весьма теплые отношения с нашим главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Советского Союза С.Г. Горшковым. Именно Горшков, когда возник вопрос о создании подводного флота, посоветовал начать с надежных лодок 633 проекта. Действительно, это были по-настоящему надежные боевые корабли, прощавшие серьезные людские промахи. В нашем флоте лодки были одними из самых малошумных, поэтому частенько выполняли задачу проверки отсутствия слежения за нашими атомными лодками. Разумеется, соперничать с атомоходами дизельной лодке было бессмысленно, но лучшей учебной платформы, особенно для начинающих, пожалуй, было бы не сыскать. Полковник Беннелес согласился с доводами нашего главкома и, думаю, не пожалел.

Любопытно, собственного главнокомандующего мне было суждено впервые увидеть именно в Алжире. На Родине за 16 лет службы подобной возможности почему-то не представилось. В один из дней 1984 года раздался звонок с «виллы». Глубоко уважаемый мною непосредственный начальник доверительно сообщил о предстоящем в самое ближайшее время визите С.Г. Горшкова. Выслушав мой доклад о принципиальной готовности, он сделал небольшую паузу, а затем настоятельно потребовал сбрить бороду, к которой за полтора года успел привыкнуть не только я, но и весь алжирский флот.

- Понимаешь, Сергей Вячеславович, не любит он бородатых, просто на дух не переносит. Вот уедет, отращивай что хочешь, хоть до колена.

Ухмыльнувшись про себя от подобной перспективы, я бодро произнес «Есть!» и от окладистого символа вскоре осталась лишь память.

В назначенный день к застывшему строю военачальников главной военно-морской базы Алжира и западного военного округа решительно

подошел С.Г. Горшков с небольшой свитой, среди которых находились военно-морской атташе и мой начальник. В строю стоял и я, как старший группы СВС. По ласковому взгляду начальника я понял, что моя исполнительность пришлась ему по вкусу. Поравнявшись со мной, главком выслушал представление, а затем вдруг произнес:

- А где же ваша борода? Мне докладывали, что вы с бородой!

После чего главком некоторое время пристально взирал на атташе, выглядевшего несколько смущенным.

- Жарко было, товарищ главнокомандующий, - выпалил я, поймав благодарный взгляд своего начальника...

На банкете, организованном командиром базы, Сергей Георгиевич произнес короткую, но содержательную речь, посвященную сотрудничеству наших флотов. А днем ранее, по свидетельству знакомых дипломатов, поразил сотрудников советского посольства блестящей часовой речью, произнесенной «без бумажки», что было в ту пору, как говорится, в диковинку. При этом следует учесть, что возраст главкома в ту пору уже перевалил за 75.

Сергей АПРЕЛЕВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Мир   Тайна эсминца «Liberty»  |  Новости из портов  |  На морских широтах  |
Северодвинск   «Нас на шхуне двадцать восемь душ»  |  Двина обязана трудиться  |  Проверки на воде  |  Научно-исследовательские суда возвращаются из Арктики  |  Тральщик-юбиляр выйдет в море  |  «Михаила Сомова» ждут в Арктике  |  Игарка знает нашу марку  |
Россия   На лыжах к Микояну  |  Последний переход К-159  |  Потомки Хайреддина  |  Химическая кладовая Балтики  |  «Восток-2003»: главком Куроедов недоволен  |  «Атлант» не устоял против огня  |  К-159: последний переход  |  «Москва» открыла Сан-Стефано  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2003
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com